Яндекс.Метрика
  • Андрей Соколов

Судьба "Авроры": Петербург ждет возвращения легендарного крейсера

Ровно 115 лет назад, в мае 1900 г., в Санкт-Петербурге в присутствии императора Николая II со стапелей судостроительной верфи Нового Адмиралтейства был спущен на воду крейсер "Аврора". Водоизмещение корабля на момент спуска составило 6731 т. Ставший впоследствии легендарным, крейсер "Аврора" был введен в эксплуатацию 16 июня 1903 г.

Ровно 115 лет назад, в мае 1900 г., в Санкт-Петербурге в присутствии императора Николая II со стапелей судостроительной верфи Нового Адмиралтейства был спущен на воду крейсер "Аврора". Водоизмещение корабля на момент спуска составило 6731 т. Ставший впоследствии легендарным, крейсер "Аврора" был введен в эксплуатацию 16 июня 1903 г. 

Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораб­лей крейсер благополучно сошел на воду, "без перегиби и течи", как доложили императору, и "по мере выхождения судна из эллинга, на нем были подняты флаги, а на грот-мачте штандарт Его Величества".

Имя же новому кораблю – "Аврора" (богиня зари у древних римлян) – лично выбрал сам Николай II из предложенных ему 11 вариантов. Но, по иронии судьбы, оно стало, скорее, символом заката прежней России.

Боевой поход

Первый боевой поход корабль начал в 1904 г., когда отправился на Дальний Восток в составе эскад­ры Зиновия Рожественского.

Во время долгого перехода, когда в России уже назревала революционная ситуация, никаких "революционных" настроений на корабле не было и в помине.

Переведенный на "Аврору" старшим судовым врачом надворный советник Кравченко писал в дневнике: "Первое впечатление от "Авроры" самое благоприятное. Команда веселая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Все это отрадно видеть".

Образцовой была и организация досуга на крейсере. На Масленицу на "Авроре" была создана программа развлечений для матросов, прошел спектакль с участием моряков. 

В день перехода экватора, 19 ноября, состоялся традиционный праздник с участием всего экипажа, не занятого на вахте.

Однако в трагическом Цусимском сражении с японцами российская эскадра была разбита, а "Аврора" получила серьезные повреждения, капитан и многие члены экипажа погибли. Сам крейсер избежал гибели только благодаря приказу – идти в нейтральную Манилу, где "Аврора" была интернирована американскими властями и находилась там до конца войны. После ее окончания крейсер освободили и вернули в Кронштадт, там он стал учебным кораблем.

В годы Первой мировой войны крейсер стоял дозором на Балтике. В октябре 1914 г. германская подводная лодка U-26 обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу "Палладу" и подошедшую ей на смену "Аврору". Командир подлодки выбрал целью "Палладу", и торпедный выстрел почти в упор поразил пороховой погреб. Мощный взрыв мгновенно уничтожил "Палладу", но позволил "Авроре" избежать повторного залпа торпед.

Февральская революция

Двадцать восьмого февраля 1917 г. напротив "Авроры", которая числилась в ремонте, начали появляться рабочие с красными флагами, лентами и повязками, некоторые с оружием. Из толпы слышались выкрики, призывающие команду крейсера бросить работу и идти в город. Капитан крейсера Михаил Никольский заявил, что все желающие, кроме занятых вахтой, дежурствами и караулом, могут сойти на берег. После этих слов командир "Авроры" ушел к себе в каюту.

Толпа тем временем заполнила корабль, стала захватывать оружие. Матросы решили отвес­ти капитана и его помощника в Таврический дворец, куда сводили сопротивлявшихся восстанию. С них сорвали погоны и начали, издеваясь, сводить на берег. Там толпа потребовала, чтобы офицеры шли во главе шествия с красными флагами в руках. Они отказались. Тогда старшему офицеру "Авроры" нанесли удар штыком в горло, и он, обливаясь кровью, упал на землю. Никольского убили выстрелом в голову.

Легенда о залпе

В советские времена "Аврора" считалась "кораблем революции", залп из орудий которой послужил сигналом к штурму Зимнего дворца. Однако залп – это одно­временный выстрел из нескольких орудий. Такого в действительности не было. В 21.40 из бакового орудия "Авроры" был произведен один холостой выстрел, который послужил сигналом для начала штурма Зимнего дворца.

Сейчас известно, что "героического штурма" Зимнего на самом деле не было вообще. Революционеры без особых помех вошли во дворец и арестовали Временное правительство. Легенда о "героическом штурме" была создана позднее и закреплена в фильме Сергея Эйзенштейна "Октябрь", кадры из которого в СССР показывали как документальные.

Под бомбами фашистов

С началом Великой Отечественной войны корабль, находившийся в Ораниенбауме, включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта. В июле 1941 г. была сформирована располагавшаяся в районе Дудергофа батарея А ("Аврора"), в состав которой вошли девять снятых с крейсера орудий. В сентябре в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боев из 165 человек личного состава вышли к своим только 26 моряков.

Немецкая авиация периодически совершала налеты на "Аврору". Считая дальнейшее пребывание экипажа на борту неподвижного судна бессмысленным, капитан Иван Саков разместил моряков в безопасном месте на берегу, оставив на "Авроре" постоянную вахту. За это он был арестован и расстрелян по обвинению в паникерстве и бегстве с корабля.

В конце ноября жизнь на корабле стала невозможной, и экипаж опять перевели на берег. Вахту несли у единственного боеспособного зенитного орудия и у флага. Видя этот флаг, развевающийся над севшим на грунт крейсером, немецкие батареи время от времени открывали по нему огонь. В августе 1943 г. "Аврора" получила три попадания, осколком снаряда флаг был сбит, но его немедленно подняли из воды. Обстрелы "Авроры" прекратились лишь со снятием блокады Ленинграда.

После войны

В августе 1944 г. Исполком Ленсовета принял постановление, по которому "Аврору" надлежало установить у Петроградской наб. в качестве музея-памятника истории флота и учебного блокшива Нахимовского военно-морского училища. Созданный на крейсере музей в 1956 г. расширили и сделали филиалом Центрального военно-морского музея.

К концу 1970‑х гг. корпус знаменитой "Авроры" пришел в аварийное состояние.

Несмотря на протесты со стороны историков флота, стремившихся сохранить уникальный памятник техники и истории, было принято решение о полной замене подводной части с применением современных технологий. Крейсер отвели в док, там отделили практически всю подводную часть корпуса. Ее не утилизировали, а затопили у населенного пунк­та Ручьи Кингисеппского района.

21 сентября 2014 г. крейсер "Аврора" отправился на ремонт в Кронштадт. Для его прохождения развели Троицкий, Дворцовый и Благовещенский мосты. Последний раз легендарный крейсер покидал стоянку на Петроградской наб. почти 30 лет назад. 

Виктор Чирков, адмирал

По словам главнокомандующего ВМФ РФ, отреставрированный крейсер "Аврора" вернется на Петроградскую наб. летом 2016 г. накануне Дня Военно-морского флота. На крейсере разместят экс­позиции филиала Центрального военно-морского музея. "Работа будет вестись уже на новом качественном уровне. Это позволит еще более эффективно использовать крейсер для приобщения к традициям курсантов высших военно-морских учебных заведений, воспитанников Нахимовского военно-морского училища и Кронштадтского морского кадетского корпуса", – сказал адмирал.

Закрыть