Яндекс.Метрика

Еда или люди: за тротуары в Петербурге идет война

В преддверии летнего сезона в кафе и ресторанах Петербурга на первый взгляд царит порядок. Незаконные террасы снесены, новых не выявлено. Но это официальные данные. "ПД" попытался разобраться, по каким признакам можно определить, что веранда – "нарушительница", и кто несет ответственность в том случае, если летнее кафе выходит за рамки дозволенного.

В преддверии летнего сезона в кафе и ресторанах Петербурга на первый взгляд царит порядок. Незаконные террасы снесены, новых не выявлено. Но это официальные данные.

"ПД" попытался разобраться, по каким признакам можно определить, что веранда – "нарушительница", и кто несет ответственность в том случае, если летнее кафе выходит за рамки дозволенного.

Открытые летние террасы в сезон приносят заведению отличный доход. Например, в теплый летний вечер на Невском из желающих попасть за столик с видом на проспект выстраиваются очереди. Да и на других улицах террасы не пустуют.

Все адреса, по которым в Санкт-Петербурге могут быть открыты сезонные кафе и рестораны, отражены в официальном документе, который называется "Схема размещения нестационарных торговых объектов".

По данным Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, сейчас в раздел "Торговые объекты сезонной торговли" включено 1,1 тыс. объектов. Между тем город заключил только 189 договоров их аренды. Остальные участки пустуют или же договоры на них пока только оформляются.

То же самое с сезонными объектами общественного питания. В схеме размещения их 940, а договоров на размещение кафе, в том числе с выносными столиками, с предпринимателями заключено чуть больше 250.

Золотая терраса

По неофициальным данным, выручка заведения с летней террасы может достигать 0,5 млн рублей в день. И это не предел. Тем более странно выглядит такая индифферентность предпринимателей, которые, как следует из данных комитета, не торопятся занимать вакантные "квадраты" городской земли.

Впрочем, причины здесь есть. И одна из них – бюрократические препоны. В этом уверен исполнительный директор НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга" Владимир Меньшиков. Чтобы открыть летнее кафе или веранду, заявление об этом необходимо подавать больше чем за год.

"Согласование схемы размещения занимает 3‑4 месяца. Затем необходимо провести кадастрирование и поставить участок на учет. Это еще полгода. Далее – заявление в соответствующий комитет, – проводит калькуляцию Владимир Меньшиков. – При этом нужно учитывать, что заявки на размещение можно подать всего 2 раза в год. Такой долгий срок сбивает с толку желающих оформить летнее кафе".

Впрочем, на этом пути наметились определенные сдвиги. Положения недавно принятого закона, касающегося нестационарных торговых объектов, позволяют исключить из этой цепочки обязательную постановку участка на кадастровый учет и тем самым сэкономить полгода. 

"Но возникает другая проблема – отсутствие необходимых подзаконных актов. Теоретически теперь бизнесмены могут получить участок под размещение кафе, это даже проще, чем раньше, но фактически выполнить требования нового закона почти невозможно", – рассказал "Петербургскому дневнику" Владимир Меньшиков.

Выходит, что больше половины участков, которые город готов предоставить для открытия летних кафе, на пороге белых ночей и туристического бума не востребованы. Так выглядит ситуация согласно официальным документам.

Процесс пошел

Но доходное место точно без внимания не останется, подсказывает житейская логика. Этот вывод подтверждает и практика демонтажа нелегально поставленных на улицах летних заведений вечернего досуга.

Как рассказали в Центре повышения эффективности использования государственного имущества (ЦПЭИГИ), с начала сезона уже демонтировано 12 летних террас, которые были пристроены без договоров аренды. Эта цифра сохраняется примерно на уровне прошлых лет. "Пока новых заявок от районных администраций не поступало", – отметили в центре.

Кто на тротуаре лишний?

В поле зрения проверяющих попадают и рестораны с именем, и малоизвестные "труженики общепита".

В прошлом году под снос был отправлен целый ряд пристроек к брендовым заведениям на Лиговском пр., Московском пр., наб. реки Мойки, ул. Марата – террасы выстроились ровным строем, и все как одна – без разрешительных документов.

Где именно следует размещать летнее кафе или веранду при уже работающем заведении, определяет постановление городского правительства № 1045. В него были внесены изменения, которые заметно упростили жизнь рестораторам, но вызвали вопросы со стороны горожан-пешеходов. 

Документ разрешает устанавливать торговые объекты (летние террасы в том числе) на тротуаре при сохранении прохода как для пешеходов, так и для уборочной техники шириной не менее 1,5 м. В прошлой редакции норма была не менее 2,5 м. Крайне актуальны эти изменения как раз для тех предпринимателей, чьи кафе расположены в центральных районах города с их неширокими улицами и сравнительно узкими пешеходными зонами.

Первыми такие изменения оценили не посетители, а пешеходы. На горячую линию "Петербургского дневника" (335‑00‑00) с завидной регулярностью поступают жалобы на почти непроходимые, заставленные столами тротуары.

"Каждый год одно и то же – пройти негде, в туристический сезон все идут чуть ли не по проезжей части. Остается очень маленькое пространство для пешеходов, а ведь здесь их тысячи", – сетует читательница Татьяна. Подобное мнение высказывают и другие жители Центрального района.

"С одной стороны – парковки в два ряда, с другой – эти летние рестораны. Для прохожих остается метр пространства! Протискиваться между всем этим, что понастроили и понаставили, сплошное мучение!" – возмущаются горожане.

Погуляли – посмотрели

Небольшой променад по центру Петербурга – и сразу несколько адресов, в связи с которыми возникает целый ряд вопросов.

На перекрестке Малой Морской и Гороховой ул. расположилось милое кафе. Все очень симпатично, но ширина пешеходной части улицы недотягивает до стандарта – от проезжей части его отделяют 1,2 м (именно столько насчитали корреспонденты "ПД", вооружившиеся рулеткой) вместо положенных 1,5 м. Многочисленные туристы, которые спешат от Невского пр. на Исаакиевскую пл., вынуждены двигаться по тротуару реверсивно, пропуская друг друга, чтобы не оказаться под колесами машин. 

Через дорогу на пути к площади – еще одна терраса. На тротуаре так же тесно. Но в зале полно посетителей – от слияния с пешеходной толпой их отделяет лишь деревянная стенка кафе.

Популярное летнее заведение на перекрестке Невского пр. и наб. реки Фонтанки, возле дома 66. С шириной тут вроде все в порядке, а вот по площади – несовпадение. Единственное заведение, которое корреспонденту "ПД" удалось обнаружить в Схеме размещения нестационарных торговых объектов по этому адресу, должно занимать 2 м2. Именно такой земельный участок был взят в аренду по договору с Комитетом по управлению городским имуществом (ныне преобразованным в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга). Если верить глазам, то заведение на тротуаре занимает явно больше двух "квадратов".

Возле ресторана итальянской кухни на наб. реки Фонтанки – кафе, соответствующее всем нормам. Объект как "сооружение в виде натяжных на сборном каркасе тентов для размещения сезонных объектов общественного питания, в том числе с выносными столиками, для размещения летних кафе" площадью 114 м2 по этому адресу в схеме действительно значится. 

Однако один момент смущает: конструкции летней веранды вплотную примыкают к зданию Российской национальной библиотеки. Историческому зданию в этом смысле в последнее время не везет. Не так давно здание бывшего Екатерининского института на наб. реки Фонтанки – творение Джaкомо Кваренги – было "украшено" незаконными рекламными баннерами. Их после статьи "ПД" демонтировали, однако теперь фасады дворца до окон первого этажа заслонены конструкциями летнего кафе.

Подорожавшее наказание

И это еще цветочки, полагают специалисты рынка.

В ЦПЭИГИ считают, что основной объем работ по демонтажу незаконных летних кафе и веранд еще впереди. 

В администрациях районов Санкт-Петербурга готовятся к рейдам и проверкам – они начнутся, как только в городе установится теплая погода. Тогда и число объектов увеличится.

В Петербурге изменился и штраф за нарушение правил размещения нестационарных торговых объектов, а также за продажу товаров в неустановленных местах. Документ, подписанный губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко, определяет, что минимальный размер штрафа для частных лиц – до 4 тыс. руб­лей, а сумма административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, может вырасти до 15 тыс. руб­лей.

Зоны ответственности

В Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга пояснили "ПД", что договор аренды земельного участка, который они заключают с предпринимателем, содержит информацию об адресе размещения, площади объекта.

С точки зрения архитектурно-планировочных решений уместность проектов торговых объектов согласовывает Комитет по градостроительству и архитектуре. Кроме того, существует архитектурно-художественный регламент летних кафе, в котором даны рекомендации по устройству таких заведений.

В частности, кафе своим видом не должны выбиваться из архитектурного облика города, должны соответствовать средовым характеристикам застройки, отметили в Комитете по градостроительству и архитектуре.

А за законность размещения объектов торговли в целом и кафе в частности, за соблюдение всех договоренностей отвечают районные администрации. Именно они должны формировать списки нарушителей и передавать информацию о них в Комитет по имущественным отношениям. 

Затем по этим адресам пройдут демонтажные бригады.

Проверить законность размещения летнего кафе, как, впрочем, и любого другого объекта, может самостоятельно любой горожанин.

Всю информацию о наличии объектов в Схеме размещения нестационарных торговых объектов можно найти на сайте Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга www.crppr.gov.spb.ru в разделе "Потребительский рынок".

В Комитете по градостроительству и архитектуре сообщили "ПД", что "объем представленной на согласование проектной документации по архитектурно-художественному решению летних кафе соответствует ежегодным показателям".

Так, в 2014 г. в адрес ЦПЭИГИ было направлено 66 заявок на выселение незаконных летних кафе. В 2013 г. от таких объектов было освобождено 107 земельных участков.

Закрыть