Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Татьяна Пчелянская: о привидениях в Музее истории религии лучше не говорить

Музей истории религии уже более 80 лет отвечает на самые главные вопросы горожан. О развитии музея, необычных экспонатах и таинственных гостях рассказывает заместитель директора Татьяна Пчелянская.

Музей истории религии уже более 80 лет отвечает на самые главные вопросы горожан. О развитии музея, необычных экспонатах и таинственных гостях рассказывает заместитель директора кандидат культурологии Татьяна Пчелянская.

"Петербургский дневник": Единственный в России музей истории религии изначально открылся в Казанском соборе, но все‑таки не был похож на антирелигиозные музеи, популярные в то время. Какие задачи стояли и стоят перед ним?

Татьяна Пчелянская: Действительно, мы никогда не ставили себе целью развенчание мифов. Наша задача уже тогда была очень четко сформулирована первым директором музея Владимиром Тан-Богоразом – показать развитие религиозных представлений человечества с древних времен до современнос­ти, желательно не давая никаких оценок. Показать религию не только как культурный феномен, но проследить ее путь от архаических представлений, от политеизма к монотеизму, рассказать об истоках христианства, ислама, буддизма и так далее. Эти задачи не меняются и остаются одними из самых важных в образовании и становлении любого человека. Религию, как бы к ней ни относились в разные времена, не вырвешь из общей картины развития мира, истории нашей страны.

"Петербургский дневник": Вы сказали про безоценочный рассказ о религии, тем не менее некоторые семьи, уже определившиеся с выбором веры, иногда против посещения детьми таких музеев – якобы чтобы не запутать ребенка.

Татьяна Пчелянская: Безусловно, такие семьи есть. Это их право. Но, на мой взгляд, они лишают своих детей полной картины мира, сужают ее. Сон разума рождает чудовищ. Мало того, это рождает агрессию, непонимание и страх. Мы живем в многонацио­нальном, многоконфессиональном городе, и в классах сегодня очень разные дети.
Чем человек больше знает, тем больше его свобода, и свобода выбора в том числе. Может быть, даже хуже, если человек выбрал дорогу в один определенный храм и потом уже во взрослом возрасте приходит к пониманию, что это не тот путь. У всех людей, даже у маленького ребенка, должно быть право выбора. Ведь можно допустить и тот вариант, что пос­ле посещения музея человек, на­оборот, утвердится в уже выбранном пути.

"Петербургский дневник": Сегодня вся музейная среда стремится к оцифровыванию, "оживают" картины, экспозиции становятся ярче, громче. Идете в ногу со временем?

Татьяна Пчелянская: Наш музей в этом плане особенный. Безусловно, и новых технологий используется много, но все‑таки важным остается общение экскурсовода и посетителя. Принято считать, что в мульти­медийном проекте должно быть как можно меньше текста и больше картинок, у нас наоборот. Ведь есть не только семьи, которые не пускают детей к нам в музей, но и те, кто приходит к нам именно потому, что здесь информация объективная, – таких большинство. Конечно, человек может пойти в храм и спросить что‑то там. Но, во‑первых, в "чужом" храме иногда чувствуешь себя неловко. Во-вторых, к сожалению, далеко не всегда тебе отвечают по меньшей мере вежливо. Нередко даже верующие люди мало знают о своей религии и перенимают ее по наследству. 

Придя в музей, можно получить всю информацию, не боясь кого‑то обидеть, задать глупый вопрос и получить на него полный, исчерпывающий ответ и повод для размышлений.

"Петербургский дневник": Какие самые необычные экспонаты есть в вашей коллекции?

Татьяна Пчелянская: В прошлом году мы купили потрясающую японскую коллекцию – доспехи, оружие XIX в. Готовится к показу уникальная африканская коллекция. Примечательна эфиоп­ская коллекция, переданная нам в дар эфиопским патриархом. Эфиопия – это православная страна, что для многих неожиданно. Но это настолько другое православие! Яркие краски, зонтики, звуки, песнопения – очень специфическое, жизнерадостное православие.

Мы постоянно пополняем экспозиции – покупаем вещи у коллекционеров, сами ходим по антикварным магазинам. Недавно посетитель подарил нам новый редкий экспонат – книгу церковных гимнов на норвежском языке 1942 года издания. Так что горожане тоже помогают в создании выставок.

"Петербургский дневник": В одном здании собрано столько различных религиозных предметов, в том числе древних, таинственных… Не бывает странных событий?

Татьяна Пчелянская: Бывает всякое, конечно! Как и в любом музее. А как вы думали? Один шаманский зал чего стоит, там такие вещи – можно ожидать чего угодно. Но о привидениях, странностях лучше не говорить, у нас люди и так впечатлительные, склонны фантазировать!

Вы знаете, я думаю, что если мы сами по‑доброму, с интересом, здоровым любопытством, уважением относимся ко всем экспонатам и историям, с ними связанным, то и они к нам относятся по‑доброму, работать не мешают. Однажды во время ритуальных буддистских танцев у нас во дворе монахи за минуту разогнали тучи над музеем, а после окончания их выступления – буквально через секунды – снова хлынул ливень. Случайность? Как знать. Все можно трактовать по‑разному.

"Петербургский дневник": Чем удивите петербуржцев в ближайшее время?

Татьяна Пчелянская: У нас очень большие выставочные планы. Из интересных экспозиций – "Божественный Данте" к 750‑летию со дня рождения поэта, выставка в рамках года, посвященного князю Владимиру, новая выставка по шаманизму. Уверена, что у нас найдется что‑то интересное для каждого – от мала до велика. Главное – искренний интерес к жизни и ко всему, что нас окружает.

Закрыть