Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

На Фрунзенском радиусе завершилась проходка двухпутного тоннеля метро

Проходка стартовала 23 января 2014 г. Старт тоннелепроходческого комплекса, названного "Надеждой", дал лично губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Большая часть тоннеля сооружалась в условиях сложной гидрогеологической обстановки: в насыщенных водой поверхностных грунтах, перемежающихся участками с валунами, которые иногда достигали диаметра 1,5 м.

Петербургские метростроители соединили Шушары и Купчино. Пока под землей.

"Метрострой" завершил проходческие работы на участке Фрунзенско-Приморской линии метро – от действующей "Международной" до будущей "Южной". 11 июня горнопроходческий щит, получивший красивое женское имя "Надежда", под землей преодолел последние метры. 

Для петербургских метростроителей это знаковое событие. Пройденный участок стал частью Фрунзенского радиуса. Правда, пока не полноценной. Впереди работы по укладке бетонного основания, путевого и контактного рельса, монтажу электрооборудования, прокладке кабеля и многие другие.

В то же время ведется строительство станций "Проспект Славы", "Дунайский проспект" и "Южная". Они должны встретить первых пассажиров в 2018 г.

Из болота в глину

Строительство этого участка Фрунзенского радиуса началось 23 января 2014 г. В запуске горнопроходческого комплекса S-782 принял участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Активная работа началась сразу же.

Характерное отличие строительных площадок метро – на поверхности кажется, что ничего не происходит, вся жизнь кипит под землей. Участок, о котором идет речь, конечно, не стал исключением. 

Метростроителям пришлось постараться: от "Южной" до "Дунайского проспекта" работы велись на относительно небольшой глубине в 20 м. Специалистам пришлось столкнуться со сложными водонасыщенными грунтами, в которых было много валунов диаметром до 1,5 м.

Щит приходилось несколько раз останавливать для замены режущих инструментов, конструкции "Надежды" требовали усиления. 

После "Дунайского проспекта" тоннель Фрунзенского радиуса постепенно ушел на глубину в 56 м. На смену капризным грунтам пришел слой кембрийской глины, где комплекс пошел как по маслу. Участок длиной в 5,23 км построили за 1,5 года. И в Санкт-Петербурге появился первый в российском метрополитене тоннель с рельсами для поездов, следующих в оба направления (на профессиональном языке он называется двухпутным). Сейчас поезда уходят в обособленные тоннели.

"Мы первыми на постсоветском пространстве приобрели такой щит, освоили технологию. Это большой праздник для метростроителей", – отметил генеральный директор ОАО "Метрострой" Вадим Александров.

Стена рухнула

Последние метры под землей щит проходил в торжественной обстановке. Вместе с Вадимом Александровым за процессом терпеливо наблюдал вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин. Это зрелище без преувеличений требовало выдержки. Чем ближе был комплекс, тем более плотными становились облака повисшей в облаке пыли. 

Когда стена, разъединяющая старый и новый тоннели, с грохотом рухнула, присутствующие не смогли сдержать эмоции. Даже комья грязи, долетевшие до зрителей, не испортили момент.

"У нас много профессиональных праздников: День строителя, шахтера, геолога… Но самый главный – это сбойка. 23 января 2014 г. стартовали, 11 июня 2015 г. финишировали. Полтора года – это очень здорово", – поздравил метростроителей Вадим Александров, отметив, что впереди у них много работы. После реконструкции горнопроходческий комплекс должен отправиться на строительство "Новокрестовской", которую, по его словам, ждут и петербуржцы, и вся страна. Станция появится рядом с новым стадионом на Крестовском острове, ее построят на территории намыва. 

Больше денег на метро

Игорь Албин остался под впечатлением от увиденного в тоннеле Фрунзенского радиуса. Он признался, что первый раз видел сбойку тоннелей в метро.

"Скажу честно, впечатляет. Я рад, что меня пригласили на сбойку. Это уникальный объект, его начали строить в 2012 г., сметная стоимость – 25 млрд рублей. Лимит 2015 г. по этому объекту (более 3 млрд рублей) почти на 70% освоен, но останавливаться нельзя. Будем просить губернатора и законодателей поддержать "Метрострой" и перенести лимиты финансирования с 2016 г. на текущий, для того чтобы предприятие работало дальше и мы быстрее получили новые линии метрополитена", – отметил вице-губернатор.

По словам Игоря Албина, уже закончен анализ исполнения доходной части бюджета Санкт-Петербурга в первом квартале, отмечен рост доходов на 13%.

"Это означает, что лимиты 2016 г. мы можем перебросить, для того чтобы не останавливать подрядчика", – сообщил вице-губернатор.

Правда, сумму, на которую может рассчитывать "Метрострой", он предпочел не называть. 

"Пятая линия принципиально важна, она принимает на себя колоссальный пассажиропоток ежедневно", – добавил Игорь Албин. 

В перспективе ее пропускная способность должна составить около 1 млн пассажиров в сутки. Отметим, что в 2013 и 2014 гг. она перевезла около 200 млн человек. Самой загруженной станцией этой линии считается "Комендантский проспект". В месяц ею пользуются около 1,8 млн пассажиров. На втором месте – "Старая Деревня" с месячным пассажиропотоком около 1,3 млн человек, а на третьем "Садовая", которую используют 1,1 млн петербуржцев и гостей города.

Закрыть