Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

В 2014 году петербуржцы подарили музею ОЖД 300 предметов

За прошедший год петербуржцы подарили Музею Октябрьской железной дороги более 300 предметов. Каждый из них может войти в состав уникальной выставки. Она откроется в новом комплексе, который строится рядом с Балтийским вокзалом. Под его крышей разместят ценные образцы железнодорожной техники.

За прошедший год петербуржцы подарили Музею Октябрьской железной дороги более 300 предметов. Каждый из них может войти в состав уникальной выставки. Она откроется в новом комплексе, который строится рядом с Балтийским вокзалом. Под его крышей разместят ценные образцы железнодорожной техники.

С тех пор как Октябрьская железная дорога предложила всем желающим принять участие в создании нового музея, петербуржцы начали приносить самые разные предметы. Среди дарителей оказались в основном те, чья жизнь и работа тесно связаны с железнодорожным транспортом.

Склад сокровищ

Коллекция уже пополнилась разнообразными сигнальными фонарями, принесли старинный светильник из спального вагона, аппарат 1970‑х гг. для печатания билетов на электрички, паровозные масленки, пломбировочные тиски. В музее оказались знак проводника вагона "Красная стрела", столетняя пряжка для ремня с надписью "Николаевская железная дорога", чернильницы, телефонные аппараты, удостоверения и другие всевозможные документы, памятные знаки, пожелтевшие от времени фотографии проводников.

В руки хранителям также попал кожаный чемодан, вполне возможно, забытый кем‑то из незадачливых путешественников прошлого. Он, как рассказали в Октябрьском центре научно-технической информации и библиотек, поможет в изучении истории пассажирских перевозок.

В коллекции также оказались мелочи, украшавшие в свое время быт пассажиров. Например, изящ­ный поднос из вагона-ресторана, старинные подстаканники, кухонная посуда, дорожные шашки, шахматы, литературные журналы и даже меню Международного общества спальных вагонов и скорых европейских поездов 1909 г. выпуска.

Из особо ценных находок – чертежи железнодорожных мостов, созданные в XIX в., и облигации российского четырехпроцентного железнодорожного займа в 125 рублей золотом.

Сотрудники центра рассказали, что предметы, поступившие в музей, будут тщательно изучены. Возможно, некоторым потребуется реставрация. Не исключено, что многие из них будут представлены в постоянной экспозиции.

Музей Октябрьской железной дороги будет принимать предметы до конца 2015 г. В декабре вы­явят победителей в нескольких номинациях. Дарителей, как сообщили в центре, обязательно наградят.

На новое место

Сейчас Музей Октябрьской железной дороги готовится к масштабному переезду. С 2001 г. он размещается на перронных путях Варшавского вокзала, но уже скоро уникальной выставке придется освободить место для строительства жилых домов. 

Экспонаты перенесут на новое место: рядом с Балтийским вокзалом с 2014 г. ведется строительство нового музейного комплекса ОАО "РЖД", он должен стать крупнейшим в России железнодорожным музеем. На территории около 20 тыс. кв. м разместятся подвижной состав и историческая экспозиция. В ходе реализации проекта реконструируется бывшее паровозное депо Петергофской железной дороги, а также возводится новое здание.

Новый участок расположен совсем недалеко от старого, транспортировка масштабных экспонатов не потребует больших усилий. Сотрудники центра отметили, что специально для их перевозки оставят одну пару рельсов, которую потом разберут.

Музей будет оснащен современным оборудованием, мультимедийными средствами подачи информации, рассчитанными на посетителей всех возрастов.

Планируется, что в отремонтированных старых и новых залах будут проводить лекции, презентации, различные образовательные программы для детей и подростков, временные выставки и кинопоказы. Проект нового комплекса разработала известная в Санкт-Петербурге архитектурная мастерская "Студия 44".

Обновленный Музей Октябрьской железной должен открыться в четвертом квартале 2016 г.

"Работы ведутся полным ходом, уже построены цоколь, фундамент и опоры", – сообщили сотрудники центра, отметив, что с нетерпением ждут этого события. 

Дело в том, что, находясь на открытом воздухе, ценные экспонаты страдают от ветра, дождя и снега: они ржавеют, их приходится перекрашивать.

Железнодорожники уже выбирают название для нового комплекса. Из предложенных вариантов: "РЖД-Экспо", "Интерактивный музей железнодорожного транспорта "Из прошлого в будущее", "Эпохи стальных магистралей" и "Технопарк железных дорог России".

Свидетели истории

Нынешняя экспозиция музея считается уникальной. Она хорошо известна за границей. Благодаря ей музей вошел в десятку ведущих профильных музеев мира и входит в Европейскую ассоциацию туристических и музейных железных дорог.

Первый в России музей железнодорожной техники, открытый в 1991 г. как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги (ОЖД), появился на станции Шушары недалеко от Санкт-Петербурга.
С самого начала его работы в экспозицию входило 30 подвижных составов. 

С тех пор коллекция регулярно пополнялась, экспонаты приезжали из ближнего и дальнего зарубежья. Сейчас музей может похвастаться очень интересными и даже уникальными образцами.

Например, здесь можно увидеть паровоз Ов-6640. До революции именно такой тип товарного паровоза чаще всего использовался на российских железных дорогах. Этот образец построен в 1902 г., в Санкт-Петербург он прибыл в 1999 г. из депо Калинин, где принимал участие в киносъемках.

Более молодой его собрат – паровоз серии "Э". Он стал чемпионом мира по численности среди локомотивов. С 1912-го по 1957 г. построили около 11 тыс. таких паровозов. В годы войны именно они считались идеальными прифронтовыми локомотивами, многие использовались в составе бронепоездов на Дороге Победы – временной железнодорожной линии Поляны – Шлиссельбург, построенной в 1943 г. после прорыва блокады Ленинграда.

Также заслуживает внимания артиллерийская установка ТМ-3‑12. Она принимала участие в Советско-финской войне, вела огонь по финским укреплениям на Карельском перешейке. В 1941 г. с помощью таких пушек сдерживали финские войска во время обороны полуострова Ханко.

На территории музея можно увидеть бронеплощадки. В годы Великой Отечественной войны они оснащались зенитными пулеметами и широко использовались для защиты от налетов вражеской авиации.

В сборе экспонатов помогает и вагон-музей, курсирующий по Октябрьской железной дороге. Его сотрудники рассказывают всем посетителям о новом музее.

Закрыть