Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Зайцев в петербургском транспорте вычислит автомат

В третьем квартале этого года на нескольких маршрутах петербургского городского транс­порта могут появиться устройства, которые умеют считать пассажиров, продавать билеты и выявлять зайцев. Комитет по транспорту уже ознакомился с системой и готов ее протестировать.

В третьем квартале этого года на нескольких маршрутах петербургского городского транс­порта могут появиться устройства, которые умеют считать пассажиров, продавать билеты и выявлять зайцев. Комитет по транспорту уже ознакомился с системой и готов ее протестировать.

Эксперимент с установкой бортовых компьютеров планируют провести сразу на шести маршрутах, их поделят поровну между СПб ГУП "Пассажиравтотранс" и СПб ГУП "Горэлектротранс". 

В конце июня станет известно, на каких именно направлениях проведут испытания. В Комитете по транспорту отметили, что этот вопрос сейчас активно прорабатывается. Но уже есть предложение внести в список как более, так и менее загруженные маршруты. Кроме наполняемости также учтут и их протяженность. 

Посчитают всех

Оборудованием планируют оснастить 60 машин, при этом бюджетных вложений оно не потребует, так как будет предоставлено разработчиком для тестирования.

В Комитете по транспорту раскрыли детали работы будущей системы. Способности бортовых компьютеров пока кажутся фантастикой: они смогут посчитать всех вошедших в салон пассажиров, продать билет на одну поездку тем, кому потребуется, и выявить, кто из вошедших оплатил проезд, а кто нет.

Представим, как это будет выглядеть на практике. На остановке в автобус вошли 10 человек. Система их пересчитала. Потом зафиксировала, кто из пассажиров воспользовался многоразовым проездным билетом, кто заплатил за одну поездку, а кто не захотел тратить деньги. 

Далее в салоне может прозвучать сообщение, призывающее зайцев исполнить свой гражданский долг. Если это не сработает, то информация о безбилетниках поступит контролерам, которые уже будут знать, кого и где штрафовать. 

В Комитете по транспорту уже создана рабочая группа для проработки всех деталей эксперимента. В нее, как сообщили в ведомстве, вошли представители "Пассажир­автотранса" и "Горэлектротранса". В частности, они уже тщательно изучают нынешнюю ситуацию на выбранных направлениях, чтобы после того, как эксперимент завершится, сравнить показатели и решить, нужны городскому транс­порту бортовые компьютеры или нет, отметили в Комитете по транс­порту.

Прибыль растет

Появление в городском транс­порте такой системы можно рассматривать как очередной этап введения бескондукторного обслуживания пассажиров. 

Ранее на одном из совещаний с участием перевозчиков вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин заявил, что внедрение автоматизированной системы оплаты проезда обойдется городскому бюджету в 1,6 млрд рублей. В то же время на заработную плату кондукторам тратится около 1,8 млрд рублей. 

Однако в Комитете по транс­порту подчеркнули, что как таковой задачи избавиться от кондукторов у города сейчас нет, гораздо важнее увеличить прибыль перевозчиков за счет максимальной продажи билетов.

Впрочем, транспортные предприятия уже отмечают рост доходов от перевозки пассажиров. По данным финансовых отчетов, в 2014 г. "Пассажиравтотрансу" удалось уменьшить убыток на 103 млн рублей, а в первом квартале 2015 г. сверхплановый доход предприятия составил 79,9 млн рублей. 

В "Горэлектротрансе" схожие тенденции. В 2014 г. его прибыль от перевозки пассажиров вырос­ла на 2,8% и составила 4,3 млрд руб­лей. За первые 3 месяца 2015 г. доход по этой статье составил 1,2 млрд рублей. 

Нечеловеческий фактор 

В Санкт-Петербурге началом большой работы по внедрению автоматических систем оплаты проезда можно считать появление в 2010 г. валидаторов. Устройства, на закупку которых бюджет Санкт-Петербурга истратил более 130 млн рублей, вызвали немало споров. Владельцы проездных долго не могли привыкнуть к новому оборудованию. А для тех, кто привык покупать разовые билеты, ничего не изменилось. В салоне по-прежнему работали кондукторы, которым пришлось исполнять роль контролеров. 

В апреле 2014 г. в 10 троллейбусах маршрута №8 появились чешские аппараты по продаже билетов. В "Горэлектротрансе" пояснили: "электронные кондукторы" принимали только монеты, сдачи не выдавали. 

В ноябре того же года у петербуржцев появилась возможность сравнить эти автоматы с похожим устройством, произведенным в Санкт-Петербурге. Такой аппарат уже мог принимать купюры и выдавал сдачу, так что серьезных претензий к нему не было. 

Более чем 65% пассажиров понравилось нововведение, отметили в "Горэлектротрансе". Людей не принуждали оплачивать проезд, они делали это самостоятельно, повышая тем самым собственную культуру пользования общественным транспортом. А если вдруг кто-то отказывался добровольно расстаться с деньгами, то знакомился с контролерами. Эксперимент в троллейбусе №8 пока продолжается. 

Аналогичные испытания сейчас проводит "Пассажиравтотранс". С декабря 2014 г. в пяти автобусах, курсирующих по маршруту №21, работают аппараты по продаже билетов. Они принимают монеты и купюры, а также выдают сдачу. Это оборудование изготовитель предоставил городу безвозмездно. Тестирование устройства продлится до августа. В ходе эксперимента специалисты "Пассажиравтотранса" анализируют технические преимущества и недостатки оборудования. На предприятии пояснили: уже сейчас понятно, что аппарат должен принимать крупные купюры – номиналом 500 и 1 тыс. рублей, чтобы у пассажира не возникало неудобств при самостоятельной оплате проезда. 

Здесь же стоит упомянуть и о специальных терминалах, появившихся в конце апреля у станции метро "Московская". Они предназначены для пассажиров автобусов №39 и 39А: с их помощью можно купить билеты и карту "Подорожник", а также пополнить счет бесконтактной смарт-карты (БСК). Для тестирования эти маршруты выбраны из-за большой популярности у пассажиров, следующих в аэропорт Пулково.

По статистике транспортных предприятий Санкт-Петербурга, более 70% пассажиров выбирают электронные проездные. Для удобства остальных тестируются новые системы. Переход на бескондукторную систему называют длительным комплексным процессом.

Закрыть