Яндекс.Метрика
  • Ольга Першина

Новая жизнь дворцов в Петербурге: спасти и восстановить

В Санкт-Петербурге по‑прежнему остаются объекты, оказавшиеся под угрозой полного исчезновения. На протяжении уже длительного времени они постепенно разрушаются, и для их восстановления требуется с каждым годом все больше сил и средств. Каждый исторический памятник уникален по‑своему, и важно не только их спасти, но и найти достойное применение.

В Санкт-Петербурге по‑прежнему остаются объекты, оказавшиеся под угрозой полного исчезновения. На протяжении уже длительного времени они постепенно разрушаются, и для их восстановления требуется с каждым годом все больше сил и средств. Каждый исторический памятник уникален по‑своему, и важно не только их спасти, но и найти достойное применение.

Петербургские реставраторы сегодня пытаются спасти ценные объекты архитектуры, которые продолжают разрушаться. Среди них оказались Ропшинский дворец и павильоны в Павловском парке.

Разрушение остановили

Специалисты ГМЗ "Петергоф" сейчас проводят противоаварийные работы в Ропшинском дворце. В начале этого года под тяжестью подтаявшего снега на объекте произошло обрушение колонн. Как отмечали музейщики, объект уже давно находился в тяжелом состоянии, и это обрушение лишь подтвердило, что если не приступить к работам немедленно, то дворец, история которого начинается еще с петровских времен, будет потерян.

После обрушения в Ропше Министерство культуры РФ выделило средства на проведение перво­очередных противоаварийных работ. Сумма оказалась несколько меньше, чем рассчитывали реставраторы, однако этих денег должно хватить, чтобы остановить разрушение дворца. Как рассказал "ПД" главный архитектор ГМЗ "Петергоф" Сергей Павлов, сейчас специалисты демонтируют колонны, карнизы, свесы кровли. Все подлинные фрагменты будут отреставрированы и возвращены.

"Мы сейчас ведем необходимую работу, чтобы сохранить максимальный процент подлинности, все будет полностью возвращено и восстановлено", – подчеркнул он.

Первоочередные противоаварийные работы продлятся до сентября. После этого должен начаться реставрационный процесс. Как уточнили в ГМЗ "Петергоф", на сегодняшний день проект реставрации и приспособления исторического объекта в Министерстве культуры РФ не согласован, а значит, пока на это нет финансирования. Сами музейщики хотели бы создать во дворце федеральную реставрационную школу.

"Такая школа сейчас нужна, нам необходимо готовить хороших специалистов. Подлинных интерьеров во дворце не осталось, поэтому сохранять нечего. Но во дворце можно также сделать музей Ропши, доступный, как и парковая зона, для посетителей", – поделился планами Сергей Павлов. Концепция этого проекта уже подробно разработана, однако удастся ли идею воплотить в жизнь, зависит от Министерства культуры РФ. По предварительным оценкам, на все восстановительные работы потребуется не меньше 5 лет и около 5 млр­д рублей. Однако точную сумму музейщики смогут назвать только после согласования концепции и разработки проекта.

Архитектурный каприз

В другом пригороде сегодня пытаются спасти уникальную работу архитектора Чарльза Камерона. Елизаветин павильон с видом на павильон "Руины" и мост стали последней работой зодчего в Павловском парке. Эти объекты находятся в Красной долине, расположенной в северной части парка, и не каждый турист до них доходит. Между тем они достойны внимания.

У павильона изначально не было какого‑то специального назначения. Как отметила директор ГМЗ "Павловск" Вера Дементьева, Камерон строил его "для услады глаз", он использовался как смотровая площадка на Павловский парк, еще здесь иногда пили чай. Император Павел I с супругой Марией Федоровной в свое время привезли из Италии, где они путешествовали под вымышленными именами, подлинные античные объекты. Эти руины и украсили пространство вокруг Елизаветина павильона. Сейчас эти объек­ты хранятся в Эрмитаже, в ГМЗ "Павловск" на них не претендуют, но хотели бы воссоздать ту атмосферу, которая царила в Красной долине в царские времена.

Как подчеркнула Вера Дементьева, если не приступить к работам немедленно, то есть угроза полностью потерять эти объекты. Совет по сохранению культурного наследия поддержал идею восстановления павильона и пространства вокруг него. Следующим этапом станет разработка реставрационного проекта. 

По мнению экспертов, этот комплекс ценен в первую очередь тем, что это последняя работа великого архитектора в Павловске. Кроме того, сама архитектура представляет интерес. Как отметил член Совета по сохранению культурного наследия Александр Кобак, это был современный индивидуальный подход, а так как у павильона не было прак­тического назначения, его вполне можно назвать "архитектурным капризом".

Достойное назначение

Современное приспособление исторических зданий нередко становится предметом споров, так как новое представление о комфорте требует изменений внутреннего пространства. Во дворце Кушелева-Безбородко на Гагаринской ул. сегодня находится Европейский университет. Как рассказал ректор вуза Олег Хархорин, сейчас университету не хватает площадей, и администрация вуза хотела бы их увеличить. Французское архитектурное бюро Wilmotte&Associes S. A. разработало проект, в соответствии с которым планируется убрать надстройки, появившиеся в советское время, внутренние дворы превратить в атриумы, где проходили бы конференции, встречи и различные массовые мероприятия, установить лифт для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, здесь предлагают восстановить оранжерею, озеленить стену, а верхний этаж застеклить, чтобы естественный свет проникал в библиотеку. В общем, здание с историческими фасадами планируется превратить в комфортное для учебного процесса место. Это также поможет увеличить число учащихся с 250 до 400 человек. Такие изменения потребуют $30 млн.

Проект получил поддержку Совета по сохранению культурного наследия. Как подчеркнул архитектор и член совета Никита Явейн, он оказался самым корректным за последние 10 лет среди предложений зарубежных архитектурных бюро, желающих поработать в Северной столице.

Директор ГМЗ "Петергоф" Вера Дементьева:

При большом объеме утрат работы в Красной долине будут именно реставрацией, так как сохранился большой объем исторических документов. У нас есть подлинные чертежи Камерона, есть обмеры довоенного и послевоенного периодов, сохранились шаблоны оформления интерьеров. Павильон планируется использовать как смотровую площадку, только для красоты и наслаждения, как он изначально и задумывался архитектором.

Закрыть