Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Александро-Невская Лавра настаивает на возвращении Благовещенской церкви

Церковь или музей? Судьбу исторического здания Благовещенской церкви обсудили на брифинге после заседания Священного синода в Петербурге.

Десять лет - столько времени Александро-Невская лавра ведет диалог с городом о возвращении в состав монастыря Благовещенской церкви. Здание храма с 1950 г. занимает Государственный музей городской скульптуры, в его состав входят и уникальные некрополи Александро-Невской лавры.

С возрождением в 1995 году монастырской жизни лавре начали возвращать ее помещения – долго съезжал НИИ «Прометей», больше 12 лет ждали переезда городской станции переливания крови. Благовещенская церковь сегодня – единственная органическая часть монастыря, не вернувшаяся к историческим функциям.

Активными противниками возвращения здания церкви выступает группа депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Они аргументируют свою позицию тем, что в случае передачи помещений будет нарушено право граждан на приобщение к культурным ценностям - ряд надгробных памятников Благовещенской усыпальницы в режиме действующей церкви перестанут быть доступны для обозрения.

Руководство Александро-Невской лавры такой исход дела отрицает.

«Надгробные памятники не перестанут быть доступны. Более того, в режиме действующего храма за право приобщиться к культурным ценностям не будет взиматься плата», - говорится в официальном заявлении руководства монастыря.

Среди прочих доводов, препятствующих возвращению верующим здания церкви, приводятся и совсем неожиданные аргументы: «Некоторые мемориальные памятники при организации деятельности храма придется каким-то образом прикрыть, например, изображение нагого Гения Славы или изображение полуобнаженного юноши в надгробии графа Панина».

Однако даже за такие «нескромные» скульптуры переживать не приходится - верующих они, похоже, не шокируют.

«Музейные объекты останутся на своих местах без изменения их внешнего вида, и все желающие смогут производить их осмотр. В договорах о передаче религиозной организации в пользование надгробных памятников предусматривается невозможность изменения внешнего вида», - отмечают в Лавре.

Своим взглядом на актуальный для многих городов России постсоветский вопрос противостояния церкви и музейной среды после заседания Священного синода в Петербурге поделился председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда.

«Я хотел бы выразить сожаление, что иногда некие политические и общественные группы пытаются создать безусловно искусственный конфликт между Церковью и культурой. Этого конфликта быть не может, поскольку культура исторически, генетически и логически вырастает из религии, - отметил Владимир Легойда, - здесь мы по-хорошему обречены на взаимодействие».

Он подчеркнул, что все вопросы, касающиеся отношений Церкви и музейного сообщества, должны решаться в рамках законодательной базы.

«Существует закон, который регулирует возвращение религиозным организациям - не только Русской Православной Церкви - недвижимости, имущества религиозного назначения, - напомнил Владимир Легойда. - Понятно, что если идет речь о возвращении помещений, в которых расположены иные учреждения, они должны получить адекватную замену. Мне кажется, продуктивным является взаимодействие и взаимопомощь».

Закрыть