Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Андрей Дьячков: звон колоколов – это музыка небес

О значении колоколов в жизни церкви и о том, почему звонари никогда не болеют гриппом, рассказывает руководитель Международного центра колокольного искусства Андрей Дьячков.

О значении колоколов в жизни церкви и о том, почему звонари никогда не болеют гриппом, рассказывает руководитель Международного центра колокольного искусства Андрей Дьячков.

"Петербургский дневник": Колокольный звон ассоциируется с христианством, духовными праздниками, началом службы. Как колокол попал в церковь?

Андрей Дьячков: Издревле колокольный звон воспринимался в сознании русского народа как глас Божий. Колокольный звон любили и не представляли без него своей жизни – он сопровождал все значимые события: рождение, крещение, венчание… Даже в последний путь человека провожают особым звоном, который называется перебор. Колокол – это и музыкальный инструмент, и мощный сигнал, распространяющийся на километры вокруг, и глубокое философское явление, а сегодня он еще и символ возрождения нашей страны. 

История появления колоколов в церкви проста. На рубеже IV-V вв. епископ Ноланский Павлин возвращался с обхода епархии и прилег отдохнуть на лугу. Во сне ему явились ангелы, раскачивающие чудесные полевые цветы колокольчики, которые издавали мелодичный звук. Вернувшись домой, святитель поручил литейщикам изготовить гигантские бронзовые копии этих цветов. Город Нола находился в итальянском регионе Кампанья, отсюда и церковное наименование колокола – кампан.

"Петербургский дневник": Вокруг колокольного звона складывались легенды, даже считалось, что они изгоняют бесов. Какое значение для церкви и верующих колокола имеют сегодня?

Андрей Дьячков: Когда‑то все люди считали, что главное в человеке – это душа, а главное в человечестве – любовь к Богу и ближним. Такие люди есть до сих пор, они называются христиане. Они знают силу колокольного звона, и не только из истории, но и из личного духовного опыта. А что касается истории, то колокола действительно окружены множеством чудесных фактов церковного предания, и колокольный звон действует не только на бесов. Известны случаи исцеления целых городов от эпидемий чумы и холеры.

 Многие люди и в наше время получают исцеления от различных болезней. Я лично знаю один случай в Усть-Ижоре, произошедший еще в конце прошлого века. Глухонемого шестилетнего мальчика родители по благословению священника подняли на колокольню перед службой. От колокольного звона он поправился – стал слышать! А вскоре быстро научился и говорить. Но надо понимать, что исцеления эти происходят не по материальным причинам, а по вере людей в Бога. Человек верит, молитвенно просит об исцелении, а Господь уже невидимым образом подает ему свою благодать через видимый мир: через святую воду, иконы и также через колокола. Теперь и ученые поверили в целебную силу колоколов. В чашках Петри помещали под звучащий колокол болезне­творные вирусы – гриппа, например. И их молекулярная структура разрушалась! Звонари, кстати, редко болеют гриппом.

"Петербургский дневник": Насколько сложно освоить этот музыкальный инструмент?

Андрей Дьячков: С точки зрения техники исполнения это, возможно, один из самых простых инструментов, но с духовной точки зрения – наиболее сложный. Даже пятилетние дети, обучающиеся у нас в школе звонарей, овладевают этим инструментом. При минимальном наборе музыкальных способностей, чувстве ритма и музыкальном слухе взрослого человека можно обучить основам колокольного звона всего за 2‑3 дня! Ну а духовное освоение колоколов – это уже дело личной духовной жизни каждого.

"Петербургский дневник": С земли кажется, что главное – просто вовремя тянуть за веревки, но у всех звонарей получаются разные звучания. От чего это зависит?

Андрей Дьячков: От характера. В звонах очень сильно проявляется характер человека. И настроение! Вот почему нельзя звонить в плохом настроении, не помолившись. Можно разом всех погрузить в свои переживания. А ведь главная задача звонаря – пусть и не поднять дух людей, но хотя бы не навредить, не помешать идущим в храм сохранить молитвенный настрой.

"Петербургский дневник": Насколько популярна профессия звонаря? Каждый ли сможет ее освоить?

Андрей Дьячков: Очень непопулярна. Многие люди, считающие себя звонарями, на самом деле просто любители колокольного звона. Одно дело – участие в фестивале, встреча с друзьями на празднике на колокольне, а другое дело – ежедневный труд. Надо почти каждый день приходить на службу, причем заранее. Не просыпать, не лениться. Уметь ограничивать себя – ведь часто устав не позволяет играть то, что хочется, надо играть специальные звоны. Нужна и выносливость – чтобы не сбежать с колокольни в дождь, ураган, грозу, метель.

"Петербургский дневник": Что вы чувствуете, стоя на колокольне, и почему решили связать с этим свою жизнь?

Андрей Дьячков: Иногда, когда колокола хорошие, чувствую красоту и мощь право­славия. Мелодий в колоколах нет – как нет симметрии в живой природе. Деревья несимметричны, звез­ды как рукой рассыпаны по небу, пение птиц не подчиняется темперированному строю. Звучание колоколов ближе к звукам стихии, чем к музыке как искусству. Звон – это музыка небес. Я решил, что колокола – это мое главное призвание, сравнительно недавно. Можно сказать, что не я связал свою жизнь с колоколами, а Господь меня привязал к колоколам, чтобы я не ушел в неправильном направлении. В 1996 г. я относился к колоколам больше как музыкальному инструменту. Сейчас, по прошествии 20 лет, я понимаю, что колокол – это душа России, а возрождение колокольных звонов – главное дело моей жизни.

"Петербургский дневник": Как храмы обретают голос?

Андрей Дьячков: Раньше колокола подбирались постепенно. То один человек подарит храму колокол, то другой. Подбор колоколов чаще всего почти не производился. Но по вере людей все устраивалось. Сейчас вера слабее, но мы имеем костыль – техническую возможность подбирать очень красивые звукоряды. Вариантов комбинаций колоколов между собой – тысячи! Как выбрать наи­лучший? Кто‑то подбирает на слух на заводе, приподнимая каждый колокол и силясь запомнить его звук. Но это дает слабый результат. Мы пронумеровываем все колокола, записываем их на компьютер, и потом начинается длительный и мучительный процесс. Через час такого "погружения" в атмосферу различных звучаний выносишь, как золото из руды, наилучший звукоряд.

"Петербургский дневник": Какие самые особенные колокола есть в Петербурге?

Андрей Дьячков: Любой колокол, как и любой человек, необычен, красив и нужен по‑своему. Но есть действительно уникальные колокола. В Петербурге это колокол Александр Невский – главный благовестник Александро-Невской лавры. Его вес – больше тысячи пудов! А звучание мощное, пробивное, призывное! Этот колокол проехал ровно год назад с Урала до Петербурга через 12 городов на открытой платформе и был водружен на южную колокольню Троицкого собора лавры. Этим событием ознаменовалось завершение работ по возрождению колокольного звукоряда. На сегодня колокольные звоны лавры в числе лучших не только в России, но и во всем мире.


Закрыть