Яндекс.Метрика
  • Екатерина Шабанова

Требования ГИБДД отсеяли около 10% автошкол в Петербурге

Автошколы Петербурга прошли испытание реформой Минобрнауки России. Несмотря на опасения экспертов, предрекавших массовую "зачистку" школ, сокращения заведений в городе не наблюдается. Однако повысился ли при этом уровень образования?

Автошколы Петербурга прошли испытание реформой Минобрнауки России. Несмотря на опасения экспертов, предрекавших массовую "зачистку" школ, сокращения заведений в городе не наблюдается. Однако повысился ли при этом уровень образования?

Новые правила для автошкол вступили в силу ровно год назад – 12 августа 2014 г. Цель реформы заключалась в том, чтобы существенно повысить качество образования начинающих водителей и избавиться от так называемых серых школ, которые обучали водителей по упрощенной программе и едва ли не дарили права ученикам.

Путь получения аккредитации ГИБДД в Петербурге оказался довольно тернистым. Сначала автошколы пытались оперативно привести в порядок свою техническую базу, затем им предстояло долгое ожидание комиссии контролирующих ведомств и собственно вердикта проверяющих. В итоге деятельность большинства школ в городе была парализована на несколько месяцев.

Сейчас система действует исправно: практически все автошколы в городе получили заключения ГИБДД. Для удобства будущих водителей на сайте ГИБДД по СПб и ЛО опубликован список автошкол, получивших аккредитацию. Сейчас в этом списке значится 120 петербургских автошкол. Решение ГИБДД еще не вынесено по двум школам. Год назад на территории Петербурга, по данным НП "Гильдия автошкол", было зарегистрировано 134 школы. Таким образом, за год их количество сократилось почти на 10 %. В условиях жесткой конкуренции и неблагоприятной экономической ситуации этот показатель не критичен. Для сравнения: в Москве за год количество автошкол снизилось на 45%.

Кто в ответе?

Серые автошколы без лицензий никогда не были острой проблемой в Северной столице, считает член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Александр Холодов.

"В Москве изначально процесс лицензирования авто­школ шел слабо: многие организации вовсе не регистрировались. Речь идет о различных клубах, где можно было сдать экзамен в автошколу экстерном. В нашем городе требования всегда были жестче, поэто­му и автошкол, прошедших проверку ГИБДД, много", – сказал он.

Однако что касается реформы Минобрнауки России, то новым требованиям к автошколам эксперты дают неоднозначную оценку.

"Цель хорошая. Но я считаю, что был изначально выбран не­правильный подход. Требования к наличию площадок, материальной базе, техническим характеристикам – все это формальные признаки, которые косвенно влияют на процесс обучения. К примеру, автошкола по техническим характеристикам отвечает требованиям, а преподаватель плохой. Чему можно научиться в такой школе?" – недоумевает Александр Холодов.

По словам общественного активиста, необходимо ужесточить требования к процессу сдачи экзамена, чтобы полностью исключить покупку результатов. Кроме того, автошколы должны быть заинтересованы в том, чтобы ученик получил хорошее образование.

"Нужно отменить плату за пересдачу экзаменов и возложить эти расходы на автошколу. Чтобы в автошколе знали: если не выучили, учите за свои деньги до тех пор, пока ученик не сдаст экзамен", – считает Александр Холодов.

Не согласен с данной позицией директор автошколы Александр Сальников. По его словам, ответственность за аварийных учеников должны нести не только автошколы, но и инспекторы ГИБДД, которые принимают экзамен.

"Если вести статистику работы инспекторов, чьи выпускники попали в аварию, то количество аварийных учеников сократится примерно на 30 %. И здесь не нужны видеокамеры на экзаменах. Просто необходимо вести спрос с инспекторов, а не только с автошкол", – уверен Александр Сальников.

Он также считает, что лицензионные требования, которые предъявляют в ГИБДД сейчас, совсем не связаны с критериями качества автошколы. "К примеру, есть автошколы, которые арендовали площадку на время проверки ГИБДД, а в процессе учебы от нее отказались. Однако такие школы по показателю аварийности могут стать "лучшими", – пояснил Александр Сальников.

По его мнению, итоги реформы, скорее всего, будут неутешительными.

"В результате данного реформирования нас будет ждать рост аварийности, потому что требования ГИБДД к материально-технической базе никак не связаны с причинами возникновения ДТП на дорогах", – полагает директор автошколы.

Александр Сальников также добавил, что необходимо выпус­кать учеников в город, а не пытаться научить будущих водителей в условиях закрытой площадки. По его словам, сейчас экзамен в городе длится примерно 5 минут, в то время как в Европе на эту часть экзамена уходит как минимум 40 минут.

Нарушения есть

Кстати, вопросы к автошколам остаются даже после проверок ГИБДД.

Еще в начале июня прокуратура Красногвардейского района выявила нарушения сразу в нескольких городских учебных заведениях. А именно проверяющие обнаружили нарушение постановления правительства РФ № 966 "О лицензировании образовательной деятельности".

Так, в автошколе "Волна", расположенной по адресу: пр. Ударников, 49, корп. 1, отсутствовали документы, подтверждающие наличие в штате педагогических работников, а также их квалификацию. Кроме того, проверяющие здесь не нашли договор с предприятием о проверке технического состояния автотранспорта перед выездом на линию и приказ о назначении ответственного за это направление. Также не было представлено заключение ОГИБДД о соответствии учебно-материальной базы.

Аналогичные нарушения выявлены у автошколы "Автолик", расположенной по адресу: Большая Пороховская ул., 52 / 2, и у автошколы "Ленинград" на пр. Металлистов, 73.

Закрыть