Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Как аборт может убить церковный брак

Чтобы оформить развод в ЗАГСе, сегодня достаточно "не сойтись характерами" и оплатить госпошлину – свобода обойдется в 650 руб­лей. В венчанном союзе дело обстоит сложнее. В новом активно обсуждаемом проекте постановления "о церковном браке" прописаны одиннадцать поводов к расставанию. В их числе есть и новый – аборт по принуждению.

Чтобы оформить развод в ЗАГСе, сегодня достаточно "не сойтись характерами" и оплатить госпошлину – свобода обойдется в 650 руб­лей. В венчанном союзе дело обстоит сложнее. В новом активно обсуждаемом проекте постановления "о церковном браке" прописаны одиннадцать поводов к расставанию. В их числе есть и новый – аборт по принуждению.

То, что сложно простить

"Идея прекращения брака в случае самовольного тайного аборта женщины сформулирована еще 15 лет назад в основах социальной концепции РПЦ, – рассказал председатель Комиссии по вопросам семьи СПб епархии протоиерей Александр Дягилев. – Церковь не отказывается от того, что аборт – это убийство". По его словам, говорить только о правах женщины здесь некорректно хотя бы потому, что кроме нее есть еще один человек, мнения которого никто не спрашивает, – ребенок. Отец Александр особо подчеркнул, что поскольку убийство – один из смертных грехов, Церковь может понять мужа, который не захочет жить с женщиной-убийцей. Однако в новый документ дописан особый аспект проблемы – принуждение жены к аборту. 

"Муж надавил, женщина сдалась, избавилась от ребенка, затем раскаялась. Во всей полноте ответственность за этот тяжелейший грех на мужчине", – подчеркнул священник. 

Подобную позицию занимает и Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга. 

"Начнем с того, что истинно верующий человек, соблюдающий заповеди, никогда не пойдет на этот шаг, – сказал муфтий Соборной мечети Равиль Панчеев. – Пророк Мухаммад говорил о недопустимости убийств, равно как и развод является крайне нежелательным". По его словам, аборт может стать причиной для прекращения брака, но даже в случае развода бывшая супруга и дети остаются на попечении мужчины.

Более лояльную позицию занимают буддисты, однако тоже безоговорочно признают аборт убийством, последствия которого губительны для всей семьи и часто ведут к бесплодию – в этой или следующих жизнях.

"Согласно буддизму человек решает сам, оставлять ему ребенка или нет, у нас нет для этого особого документа, как и в случае с разводом, – рассказал настоятель дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев, – здесь есть свобода выбора". Он отметил, что все женщины, которых он отговорил от аборта, были ему бесконечно благодарны. "Женщина на грани аборта обуяна неведением, страхами, – считает Буда Бадмаев, – но впоследствии именно ребенок придает силы и полностью меняет жизнь к лучшему".

В последние годы духовенство обращает пристальное внимание на проблему абортов и распада семей. На прошлой неделе к предстоятелю Русской православной церкви Патриарху Кириллу обратились представители общественности с предложением отлучать от Церкви всех, кто продвигает в России идею абортов. Это, впрочем, не должно сильно расстроить тех активистов. Однако и без таких кардинальных мер в Петербурге наблюдается снижение количества абортов, чего нельзя сказать о расторжениях брака.

Если лодка идет ко дну

Рейтинг главных причин, из‑за которых даже духовные браки распадаются, такой же, как и светский список претензий. "На первом месте явные пороки – наркотики, алкоголь, насилие; на втором – измены, финансовые проблемы", – рассказал прото­иерей Александр Дягилев. Из Основ социальной концепции РПЦ следует, что Церковь может рассмотреть вопрос о разводе в случае отпадения одного из супругов от православия, медицински засвидетельствованных алкоголизма или наркомании супруга, посягательства супруга на жизнь партнера либо детей и другие.

Стоит помнить, что это не прямые поводы расторгать брак, а всего лишь причины, которые могут привести к распаду семьи и над разрешением которых следует трудиться обоим супругам. По словам протоиерея Александра Дягилева, Церковь может де-факто признать, что брак не состоялся, и дать людям вторую попытку в других семьях, однако подчеркивает, что венчанный союз – нерушимый и связь между супругами остается навсегда.

"Принцип состоит в том, что порой мы выбираем не между добром и злом, а между большим и меньшим злом, – подчеркнул он. – Мы с прискорбием даем разрешение на второй брак, но само таинство венчания все‑таки несмываемо".

Не убегать, а решать?

К слову, жениться-разводиться в ЗАГСе можно до бесконечности, Церковь возможности для такого брачного квеста не дает. Вступить в церковный брак можно только трижды. "Нельзя упасть в одном углу, а встать в другом. Как правило, меняются только люди перед нами, а отношения и основные проблемы за редким исключением остаются теми же из отношений в отношения", – напомнила семейный психотерапевт Анна Аликова. 

При отсутствии неизлечимых пороков, угрозы жизни и прочих факторов, на которые невозможно закрыть глаза, специалист рекомендует все же сначала наладить отношения, и только из этой точки принимать решение – расходиться или сохранить семью.

Закрыть