Яндекс.Метрика

Валерий Соломин: сегодня у нашей молодежи в моде именно российское образование

В преддверии Дня знаний о достижениях петербургского высшего образования и ново­введениях в школах рассказал ректор РГПУ им. А.И. Герцена лауреат премии правительства РФ в области образования Валерий Соломин.

В преддверии Дня знаний о достижениях петербургского высшего образования и ново­введениях в школах рассказал ректор РГПУ им. А.И. Герцена лауреат премии правительства РФ в области образования Валерий Соломин.

"Петербургский дневник": Валерий Павлович, каковы, по вашей оценке, важнейшие ориентиры развития системы образования Санкт-Петербурга?

Валерий Соломин: Необходимо отметить, что система образования в нашем городе в последние годы развивается весьма динамично. Все мы – педагогическое сообщество, обучающиеся и родительская общественность – это отчетливо видим и по качественным, и по количественным показателям. Ориентирами дальнейшего развития петербургской системы образования являются обеспечение доступности и качества, привлечение инвестиций и высококвалифицированных кадров. Эти ориентиры отражены в Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г., как и механизмы, которые следует задействовать. Многое уже сделано как для модернизации образовательной инфраструктуры, так и в нормативно-правовой сфере. Но это совсем не означает, что не появятся новые аспекты, которые нужно будет учесть.

"Петербургский дневник": Споры о качестве подготовки в вузах и о том, как его можно измерить, идут не только в соцсетях и в СМИ, но и на самом высоком уровне. Обоснованны ли эти дискуссии?

Валерий Соломин: Плюс от этих споров – привлечение внимания к вузовскому образованию. Что касается качества вузовского образования в Северной столице, то о нем нужно судить не по домыслам, а на основании фактов. Простой и убедительный пример – стабильно большое число дипломных проектов, выполненных студентами вузов по заданию исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Эти проекты ребята представляют на выставке «Студенты – городу», которую организует Комитет по науке и высшей школе. Совсем недавно она состоялась уже в 13‑й раз. Выступая перед участниками, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко отметил, что благодаря таким дипломным работам мы можем заглянуть в будущее нашего города. Согласитесь, трудно предположить, чтобы плохо подготовленный студент смог выполнить дипломную работу подобного уровня сложности. И второй факт, о котором следует сказать, – целевой прием. По оценкам регионов, образование в Петербурге качественное и направлять сюда абитуриентов перспективно. В частности, в РГПУ им. А. И. Герцена в эту приемную кампанию из 1288 студентов, принятых на обучение на бюджетной основе в бакалавриат, более 15 % составляют именно целевики.

"Петербургский дневник": Насколько серьезна проблема обеспеченности местами в общежитиях?

Валерий Соломин: Проблема, не стоит скрывать, существует, но главное, что она решается. К этому подключился и председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, посетивший межвузовский студгородок и ознакомившийся с ситуацией. Постепенно вводятся в строй новые общежития, это предусмотрено Стратегией-2030. Несомненно, петербургские законодатели примут ряд решений для стимулирования этого процесса.

"Петербургский дневник": Какие нововведения, ожидающие школу в этом учебном году, вы бы отметили особо?

Валерий Соломин: На мой взгляд, заметным ново­введением станет внедрение федерального государственного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Его давно ждала школа, ждали родители и дети. Фактически разработан не один, а девять стандартов, учитывающих особенности и потребности детей с нарушениями интеллектуальной, сенсорной, речевой и двигательной сферы. Более того, впервые в практике отечественного образования создан стандарт для обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Основным разработчиком выступил РГПУ им. А. И. Герцена, но к созданию этого важнейшего документа были привлечены ведущие специалисты и из других научно-образовательных учреж­дений России, общественность, родители. Апробацию осуществляли свыше сотни образовательных организаций из 25 регионов страны, в том числе учебные заведения нашего города, подведомственные Комитету по образованию и Комитету по социальной политике. Работа проведена колоссальная, впереди – оказание помощи педагогам, подготовка их к работе в новых условиях. Ведь этот стандарт реализует во многом новую для нашей страны инклюзивную философию образования.

"Петербургский дневник": Помощь педагогам со стороны вуза – это повышение их квалификации?

Валерий Соломин: Не только. Курсы повышения квалификации – неотъемлемый, но не единственный путь взаимодействия вузовской науки со специалистами, работающими в школах и детских садах. Профессия педагога требует постоянного пополнения багажа знаний, овладения новыми способами их трансформации. Дети меняются, а учителя не имеют права от них отставать. По сути, они должны опережать их в освоении приемов коммуникации, гаджетов. Потому сегодня правильнее говорить об открытом педагогическом образовании. Именно Петербург стал одним из первых в России внедрять новые механизмы управления системой образования, понятные правила аттестации учителей и вхождения в профессию для специалистов с непедагогическим образованием. У педагогов есть возможность построить свою индивидуальную программу повышения квалификации, выбрав курсы, семинары, участие в конференции или даже волонтерство. Атрибутом открытого педагогического образования выступают и различного рода ассоциации учителей. И все это не ради галочки или пресловутой корочки, а для пополнения индивидуального портфолио, для профессионального роста.

"Петербургский дневник": Каждый ли педагог может подготовить школьника к участию в конкурсах и олимпиадах? И необходимо ли пробовать себя на олимпиадах всем без исключения школьникам?

Валерий Соломин: К такой работе, как, впрочем, и к любой работе с детьми, нужен профессиональный и взвешенный подход. Участие в олимпиаде – проявление интереса, а силой привить интерес невозможно. Уже несколько лет Герценовский университет выступает главным оператором проведения в Петербурге заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников. Минувшей весной мы принимали заключительный этап олимпиады по истории. Среди ее победителей много школьников из регионов, из небольших городов. Среди их наставников – такую статистику мы тоже ведем – есть те, кто специально обучался работе с талантливой молодежью, целенаправленно занимается такой деятельностью и добивается результатов. По моему убеждению, участие в олимпиадах и творческих конкурсах запоминается как яркое событие школьной жизни. Сейчас мотивировать учащегося стало проще, так как достижения школьника – это его портфолио, засчитываемое наряду с баллами ЕГЭ при зачислении в вуз.

"Петербургский дневник": Как, по‑вашему, образование – это модно?

Валерий Соломин: Хорошее образование из моды никогда не выходит. Есть профессии и специальности, которые востребованы всегда. Имеются и такие, которые крайне необходимы здесь и сейчас. И очень хорошо, что сегодня абитуриенты из крупных городов и из отдаленных регионов получили равные возможности при поступлении. Радует, что вузы разные и есть свобода выбора. А главное, что сегодня у нашей молодежи в моде именно российское образование.

Закрыть