Яндекс.Метрика
  • Алексей Дементьев

Александр Чепель рассказал, можно ли восстановить Мефистофеля на Лахтинской

Пока полиция ищет виновных в уничтожении барельефа демона на Лахтинской, 24, "ПД" решил разобраться и спросить у исследователя творчества архитектора А.Л. Лишневского, Александра Чепеля, кто же все‑таки был изображен на фасаде дома и можно ли восстановить Мефистофеля.

Несколько сотен человек вчера пришли к дому 24 по Лахтинской ул., чтобы выразить протест по отношению к вандалам – неизвестные кувалдами сбили с фасада этого дома, возведенного по проекту известного архитектора Александра Львовича Лишневского, изображение Мефистофеля. Возбуждено уголовное дело, полиция установила организацию, на машине которой увезли остатки Мефистофеля. Расследованием занимается УМВД России по Петроградскому району. Пока полиция ищет виновных, "ПД" решил разобраться и спросить у исследователя творчества А. Л. Лишневского,  к. и. н., доцента кафедры истории и культурологии Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) Александра Чепеля, кто же все‑таки был изображен на фасаде дома и можно ли восстановить Мефистофеля.

"Петербургский дневник": Сейчас в СМИ и соцсетях много догадок относительно того, что же сбили с дома на Лахтинской, 24: изображение дьявола, Мефистофеля и т. д. Вы не знаете, кого именно имел в виду А. Л. Лишневский?

Александр Чепель: Известные мне документы не содержат абсолютно никаких указаний на то, кого же конкретно изобразил на фасаде собственного дома на Лахтинской архитектор Лишневский. Остается лишь выдвигать те или иные гипотезы. Достоверно известно, что в утвержденном в 1910 г. первоначальном проекте этого дома никакого крылатого существа не было и в помине – на его месте проектировалось широкое окно в форме половины круга, рассеченного по горизонтали. Выходит, мысль поместить загадочную фигуру в щипец дома появилась у Лишневского в процессе строительства: когда в 1911 г. здание освободилось от лесов, демон уже стягивал своими крыльями фасад.

Если посмотреть на его изображение внимательно, то действительно можно провести параллели с образом Мефистофеля, созданного гением Шаляпина. Об этом, к примеру, пишет в своей книге "Маскароны Петербурга" Борис Скочилов. Взглянув на необычно сплетенные пальцы существа, можно провести параллель с полотном Михаила Врубеля "Демон сидящий". Словом, загадка пока остается неразгаданной.

"Петербургский дневник": Действительно ли архитектор почти всегда украшал свои постройки такими загадочными фантастическими фигурами?

Александр Чепель: В Петербурге можно найти несколько зданий, построенных Лишневским, на фасадах и в интерьерах которых нам встретятся устрашающие существа. Первый и самый известный в этом ряду – Дом городских учреждений на углу Вознесенского пр. и Садовой ул., законченный постройкой в 1906 г. Особенно близки "лахтинскому демону" прилепившиеся к карнизу дворового эркера этого дома крылатые существа с получеловеческими-полузвериными мордами-лицами. То ли демоны, то ли летучие мыши… Поди догадайся! Зашедшиеся в ужасном рыке головы загадочных существ разместились и на уличных фасадах Дома городских учреждений – стоит только поднять голову…

Нечто подобное увидим и на стенах "дома с кошками" на ул. Ленина, 32, построенного Лишневским в 1908 г.  для И. Ф. Алюшинского – ну прямо Собор Парижской Богоматери!

К началу 1910 г. архитектор завершил строительство собственного доходного дома на Зверинской ул., 27, разместив под эркером таинственную фигуру с перепончатыми крыльями и когтистыми лапами – сейчас она никого испугать не может, потому что дом этот серьезно пострадал в годы революций и войн, и его "кирпичный остов" был разобран в 1924 г.

В интерьерах Лишневский также не чуждался инфернальных мотивов – маски чертенят встречают нас в парадных Дома городских учреждений и доходного дома Е. А. Рыбиной на углу Люблинского и Прядильного пер.

С другой стороны, есть в творческом наследии А. Л. Лишневского и менее эпатажные дома, облик которых создан под влиянием динамики барокко и немногословности классицизма – и на фасадах умиротворяющие женские крылатые фигуры с венками, амфоры, тритоны, парочки в античных одеждах…

"Петербургский дневник": Как воспринимали современники (до революции и в советское время) архитектурные творения А. Л. Лишневского?

Александр Чепель: Каких‑либо оценок применяемого Лишневским необычного декора – отрицательных или положительных – я не встречал. Нужно сказать, что архитектор творил в эпоху модерна, когда самые разнообразные загадочные существа были популярны во всех видах искусства, не исключая, конечно, и одного из самых зрелищных, самых доступных для обозрения – архитектуры. На фасадах петербургских домов того времени, построенных разными архитекторами, встретим – подчас на одной улице – и маску опутанной водорослями утопленницы, и фигуру египетского фараона, и крылатую гарпию, и грифона, и сфинкса, и одуревшую от злобы горгону Медузу, запутавшуюся в своих кудрях-змеях.

Что же касается профессионализма архитектора Лишневского, то он за всю свою почти полувековую практику всегда придирчиво подбирал сотрудников, не гнушался общения с рабочими, умело применял разнообразные строительные материалы – и это всегда обеспечивало отменное качество его построек. Еще на заре творческого пути Лишневского пользовавшиеся услугами архитектора домо­владельцы утверждали, что "в его отношениях к подрядчикам и мастерам мы всегда усматривали одинаковую строгость и требовательность в интересах качества постройки".

В советское время отмечалось "глубокое профессиональное мастерство" Лишневского, его способность "дать незаурядное и интересное фасадное решение" и "относительно простыми средствами достичь в своих проектах большой выразительности".

О творческом потенциале мастера говорит не только его строительная практика, но также и его работа в сфере конкурсного проектирования: на 24 конкурсах, в которых он принимал участие, в семи случаях Лишневский занимал первое место.

"Петербургский дневник": Вы много работали в архивах. Сохранились ли документы, которые могут помочь восстановить утраченного Мефистофеля?

Александр Чепель: В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сохранился фиксационный чертеж фасада дома на Лахтинской, 24, сделанный в 1916 г. Демон-Мефистофель изображен там схематично, так что этот чертеж вряд ли может служить надежной опорой для реставраторов. Досадно, что нам неизвестно имя скульптора или скульпторов, создававших этот выразительный барельеф, поэтому поиски каких‑либо личных архивов, где могли бы сохраняться какие‑то эскизы, весьма затруднены. Вся надежда на ведомственные архивы, в первую очередь КГИОП, где, вероятно, существуют фиксационные чертежи и фотографии, снабженные необходимыми для воссоздания фигуры размерами.

Вообще‑то это крылатое загадочное существо было не только исполнено талантливо, но и вылеплено из прочнейших материалов и закреплено технически грамотно – так, что сумело пережить войны и революции, выпавшие на его век.

И не думал не гадал Мефистофель (или кто он там?), не принесший за свои 105 лет существования абсолютно никому никакого вреда, что получит по своему терракотовому темечку стальной кувалдой – за что???

Видео: "ПД"

Закрыть