Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Сергей Носов: у Книжных аллей есть все шансы стать фестивалем

Новый городской проект «Книжные аллеи в Михайловском замке Русского музея» пользуется большой популярностью. Здесь можно не только приобрести интересную книгу, но и встретиться со звездой литературы. Героем одной из таких встреч должен стать лауреат премии «Нацбест-2015» Сергей Носов. «ПД» встретился с писателем и задал ему несколько вопросов.

Новый городской проект «Книжные аллеи в Михайловском замке Русского музея» пользуется большой популярностью. Здесь можно не только приобрести интересную книгу, но и встретиться со звездой литературы. Героем одной из таких встреч должен стать лауреат премии «Нацбест-2015» Сергей Носов. «ПД» встретился с писателем и задал ему несколько вопросов.

Сергей Носов родился в Ленинграде. Свою творческую биографию начинал как поэт. Сегодня он известен как российский прозаик и драматург. Лауреат ежегодной общероссийской литературной премии «Национальный бестселлер – 2015» за роман «Фигурные скобки».

"Петербургский дневник": Сергей Анатольевич, недавно вы стали обладателем одной из главных литературных премий России «Нацбест-2015». Изменила ли эта награда вашу жизнь?

Сергей Носов: Нет у меня такого снобизма, чтобы испытывать какие‑то фобии по отношению к премиям. И хотя премия – приятная штука, суеты стало больше, времени меньше. Пора и отвлечься: вместе с друзьями-писателями – Павлом Крусановым, Димой Григорьевым – съездили в Карелию, на Белое море. Мы любим путешествия. В Индию, Перу, Монголию тоже ездили. Даже в пустыню Гоби за­ехали. Такая авантюра у нас была.

"Петербургский дневник": И какие впечатления?

Сергей Носов: Фантастические! Полное впечатление ирреальности. На самом деле пустыня Гоби – это условное название. Там и глина, и песок, и камни, все что угодно. Дорог там нет, мы ехали по пересохшим руслам рек и немного заблудились. А ночью еще и попали в песчаную бурю. Мы залезли в палатки, а их ворочало, забивало песком. И вот когда мы в конце концов выезжали оттуда (а это едва ли не самое сухое место на земле), вдруг пошел дождь, большими отдельными каплями. Наш водитель знал казахский и монгольский языки, но не знал ни русского, ни английского. Зато нам обещали, что он все знает в пустыне. Однако оказалось, что он там вообще никогда не был. И когда мы заблудились, он поду­мал, что мы будем его ругать, по­этому очень расстроился, заплакал и в этот момент истины вдруг заговорил по‑русски. «Я не люблю пустыню. Пустыня – это плохо. Сюда не надо, не надо».

"Петербургский дневник": Любая поездка – это новые впечатления. Наверняка они вам помогают, когда вы пишете новую книгу. А как вообще рождается замысел?

Сергей Носов: Иногда какие‑то впечатления со­единяются вместе, и что‑то получается в результате. Но вообще каждое произведение рождается по‑разному.

Вот, например, мое последнее произведение («Фигурные скобки», за которую С. Носов и получил премию «Нацбест-2015». – Ред.) немного отличается от предыдущих, оно менее сюжетно. И там была опасность, что я могу стать рабом собственного авторского приема, поэтому я несколько раз отказывался от этого сочинения. Начинал еще лет 10 назад, потом 2 года назад продолжил, потом снова отложил. А потом вдруг увидел там новые сюжетные возможности, обнаружил какую‑то изюминку, и все пошло.

Там же хроника 46 часов из жизни одного человека. Это такое рискованное предприятие, потому что в этих 46 часах не все может быть одинаково интересным. Тем не менее надо было как‑то заставить героя прожить увлекательно все эти часы, иначе бы не получился роман.

"Петербургский дневник": А вообще писательство – это мучительный процесс или процесс, доставляющий вам удовольствие, приносящий удовлетворение?

Сергей Носов: Удовольствие – это когда получается. Когда пишется, когда обнаруживаются какие‑то неожиданные сюжетные повороты, когда мои герои начинают вдруг разговаривать в моей голове.

"Петербургский дневник": …и вести себя вне зависимости от вашей – автора – воли?

Сергей Носов: Да, да. Тогда к некоторым из них даже приходится применять какие‑то дисциплинарные меры воздействия, если они совсем выходят из повиновения. А с другой стороны, есть совершенно ужасное состояние, когда придумываешь, придумываешь, а ничего не получается. День зря прожит, и наступает ужасная депрессия. А потом вдруг что‑то мелькнет, раз – и все слава Богу! И дальше уже дело техники.

"Петербургский дневник": А как реагируют знакомые, если узнают в персонажах себя? Не обижаются?

Сергей Носов: Был один старый знакомый, который обиделся, потому что увидел в моей книге у одного из героев свое имя-отчество. И почему‑то решил, что это про него. Хотя тот и не был отрицательным персонажем. Потом перечитал роман внимательнее и успокоился. У нас любят искать прототипы, даже когда их нет. Очень много недоразумений с этим бывает. А если я пишу от первого лица, то уже точно говорят, что это я сам. Спрашивают: это правда все, что вы про себя написали?

"Петербургский дневник": Про кого из своих героев вы, как и Флобер, могли бы сказать, что «Мадам Бовари – это я»?

Сергей Носов: Нет у меня таких героев. Я всегда стараюсь от своих персонажей отстраняться. С другой стороны, когда пишешь, то вживаешься в каждого из них. Иногда даже находишься в каком‑то небольшом трансе. Ощущаешь себя как бы актером в предлагаемых обстоятельствах.

В художественных текстах я не о себе пишу, даже если от первого лица. Это все придуманные герои, типичные или, наоборот, нетипичные.

Конечно, постоянно приходится что‑то заимствовать из жизни. Вот сейчас, видите, молодой человек несет рюкзачок. Мне он понравился, и я его возьму и подарю своему персонажу вместе с этой рубашкой в клеточку. Но это не значит, что речь в тексте пойдет именно об этом человеке.

"Петербургский дневник": А вы сами предпочитаете электронную книгу или бумажную?

Сергей Носов: Бумажную, я лучше ее воспринимаю. Да и вообще я думаю, что бумажная книга – это такой долговечный носитель информации. В отличие от всей этой электроники, которая в один прекрасный момент может накрыться (говорю как бывший инженер-радиотехник, который знает, что это все лишь электрические заряды в полупроводниковых соединениях, не более того). Нельзя всю информацию доверять электронике.

"Петербургский дневник": Над чем вы сейчас работаете?

Сергей Носов: В основном я сейчас пишу рассказы. Хотя не исключаю, что если появится какая‑нибудь интересная идея, то могу вернуться и к пьесам, например. (Пьеса С. Носова «Дон Педро» с большим успехом идет на сцене Театра Комедии им. Н. П. Акимова уже 18 лет. – Ред.)

Что до Книжных аллей, скоро здесь будет встреча, посвященная проекту «Литературная матрица». Придут Павел Крусанов, Вадим Левенталь и другие писатели. Я тоже буду.

Вообще говоря, встречи с читателями – дело полезное. Обычно, когда я пишу, плохо представляю, для кого пишу. И потом, когда встречаю читателя в реальности, радуюсь, если все‑таки его «угадал». Или, наоборот, удивляюсь, что он совсем не такой, каким мне представлялся.

Я думаю, что у Книжных аллей есть все шансы стать фестивалем. Мне довелось быть участником фестиваля книги в небольшом итальянском городе Порденоне. И это действительно был праздник. Все обитатели города практически жили этим культурным событием, на его мероприятия очереди занимали с утра. Книжным аллеям хочется пожелать такого же читательского интереса. Не надо относиться к печатной книге с пренебрежением. Пора возвращать к ней читательский интерес.

"Петербургский дневник": Для вас важно, что останется после прочтения вашей книги?

Сергей Носов: Когда пишу, конечно, так не думаю: а вот изображу‑ка я сейчас что‑нибудь, чтобы читатель ощутил конкретно то‑то и то‑то. Цель автора – следовать художественной задаче, которую он сам себе поставил, написать хорошо, верно. Не сфальшивить, не обмануть. В смысле – быть честным.

Закрыть