Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Виртуальная реальность крадет петербургских подростков

Петербургские психологи бьют тревогу – компьютерная зависимость угрожает уже не только юным любителям захватывающих компьютерных игр. Компьютерная зависимость уже доводила до беды и подростков в Петербурге. Так, в 2012 г. школьник зарезал мать за то, что она запретила ему играть на компьютере. А на днях семейная трагедия разыгралась в доме на Октябрьской наб.

Петербургские психологи бьют тревогу – компьютерная зависимость угрожает уже не только юным любителям захватывающих компьютерных игр. Тема зависимости детей от компьютера вновь всколыхнула общество после трагедии, произошедшей 30 августа в Башкортостане. Подросток потерял сознание после виртуального игрового марафона, который длился 22 дня. Молодой человек прерывал игру только на короткий сон. В результате любителя компьютерных игр госпитализировали, но спасти его не удалось – умер в больнице от истощения. 

Компьютерная зависимость уже доводила до беды и подростков в Петербурге. Так, в 2012 г. школьник зарезал мать за то, что она запретила ему играть на компьютере. А на днях семейная трагедия разыгралась в доме на Октябрьской наб.

Наедине с планшетом…

В современном мире без компьютерных технологий уже не обойтись. Тем более что подчас родители сами рады дать ребенку электронный гаджет. 

"Обычно, когда я, усталая, забираю после работы своего сына из детсада, сразу даю ему планшет: и не слышу его, и не вижу. С одной стороны, это хорошо, я могу спокойно заняться своими делами, с другой – он ведь практически не разговаривает со мной: уткнется в экран, и больше его ничего не интересует", – сетует Виктория на одном из родительских интернет-форумов.

Между тем педагоги не рекомендуют родителям постоянно прибегать к таким средствам. 

"Виртуальное пространство таит в себе много опасностей, для противодействия которым разрабатываются рекомендации и инструкции, поступающие в образовательные учреждения. Проводятся беседы как с детьми, так и с их родителями и педагогами", – говорит доктор педагогических наук завкафедрой инновационных образовательных технологий Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Ирина Мылова. Она также отмечает, что в образовательные программы по информатике включены занятия по информационной безопасности в виртуальном пространстве, на которых подробно объясняют ученикам, к чему может привести слишком глубокое погружение в вымышленный мир.

"Приобщая ребенка к компьютеру, важно сформировать у него определенную культуру взаимодействия с "умной машиной", – считает педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Ирина Шингаева. И, уверена она, поскольку первая встреча ребенка с компьютером чаще всего происходит в семье, во многом это задача семейного воспитания. По словам Ирины Шингаевой, основными причинами возникновения виртуальной зависимости у детей становятся отсутствие должного контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно занять себя. 

Чтобы ограничить пребывание ребенка за компьютером, многие родители прибегают к категоричным запретам и суровым наказаниям. Но такие меры, по мнению психологов, малоэффективны. Ирина Шингаева, например, считает, что просьба со стороны родителей помочь в домашних делах, совместные офлайн-игры, напоминание о важных делах, которые необходимо сделать, предложение пообщаться со своими настоящими друзьями куда более эффективны и не несут излишней напряженности в отношениях между родителями и их детьми.

Опасная тенденция

Если раньше компьютерная зависимость означала зависимость именно от компьютерных игр, то сейчас тенденция меняется, подмечает руководитель некоммерческого центра развития "В помощь детям" МООИ "Родничок надежды" психолог Алексей Сухов. Дети, подростки ищут общения, эмоций и часто их находят в компьютере, в социальных сетях. "Подобная тенденция, думаю, будет сохраняться. Происходит иллюзия коммуникабельности, хотя навыки хороших коммуникаций в реальности теряются", – предупреждает эксперт.

К счастью, считает Алексей Сухов, процессы компьютерной зависимости обратимы. И выход из нее всегда стоит начинать осуществлять в семье. Зависимость детей от компьютерных игр можно объяснить получением положительных эмоций и впечатлений. А значит, нужно, чтобы эти впечатления и эмоции дети получали в реальности. Например, в последнее время появились "живые" альтернативы компьютерным играм, это так называемые тайм-кафе, где люди собираются по интересам, играют в настольные игры и "квесты в реальности".

Бонус за движение

Как ни странно, уже есть устройства, которые могут сыграть не последнюю роль в борьбе против повального увлечения гаджетами и виртуальным миром.

Например, это электронные браслеты с функцией родительского контроля. Такие устройства созданы для вовлечения ребенка в активную реальную жизнь, с их помощью можно ограничить время малоподвижных виртуальных посиделок. Эти гаджеты нацелены на совмещение онлайн- и офлайн-развлечений, делая одно невозможным без другого. 

С помощью датчиков движения браслеты-ограничители считывают, сколько времени ребенок ходил, бегал, прыгал, совершал замахи и броски, танцевал и так далее. Каждое движение "пересчитывается" программой в специальную игровую "валюту", бонусы, которые зарабатывает ребенок. Определенное число бонусов дает, например, право посидеть за компьютером.

Не демонизируйте компьютер!

Впрочем, некоторые эксперты призывают излишне не драматизировать ситуацию. По мнению психолога Санкт-Петербургского фонда кризисной помощи детям и подросткам "Новые шаги" Андрея Зыкова, сегодня стали более доступны невиртуальные формы досуга. 

Современный ребенок часто занят в спортшколе, бассейне, кружках. Кроме того, компьютер утратил свое значение "уникальности", теперь это обычный бытовой прибор, который есть в каж­дом доме. "В основном зависание в вымышленном мире связано с комплексом социальных проб­лем, от которых бежит человек. Если в реальной жизни человек успешен, он не будет пропадать в сети сутками", – резюмирует Андрей Зыков.

Закрыть