Яндекс.Метрика
  • Анна Литвинко

Татьяна Удачина: задача "Нового поколения" - приобщить подростков к труду

Директор одной из площадок предприятия "Новое поколение", которое занимается социальной адаптацией трудных подростков, Татьяна Удачина рассказала, как строится работа с ребятами и как выпуск настольных игр помогает начать новую жизнь.

Директор одной из площадок предприятия «Новое поколение», которое занимается социальной адаптацией трудных подростков, Татьяна Удачина рассказала, как строится работа с ребятами и как выпуск настольных игр помогает начать новую жизнь.

"Петербургский дневник": Почему в качестве трудовой терапии было решено выпускать именно игры?

Татьяна Удачина: В 1993 г., когда появилось «Новое поколение», именно выпуск игр был той сферой, где могли работать дети с 14 лет. Сейчас на нашем предприятии работают более 1350 юношей и девушек от 14 до 19 лет на семи площадках в различных районах города.

На нашей площадке «Красно­сельская» организовано 250 постоянных специализированных рабочих мест.

У нас ведь полностью ручной труд. Единственный аппарат – это упаковка. А так все разделено по операциям по комплексным бригадам, у нас в плане девять наименований игр, в день ребята делают по 165 игр. Потом контролеры ОТК проверяют. У нас на участках есть бригадиры из числа воспитанников, они получают сверх зарплаты в том числе и за обязанности руководителя.

"Петербургский дневник": А кто разрабатывает игры, которые вы выпускаете?

Татьяна Удачина: Разрабатывают игры сотрудники нашего предприятия «Новое поколение». Есть такое отдельное подразделение разработчиков игр, и Михаил Георгиевич, наш директор, принимает активное участие в создании. Сначала придумывают сюжет, потом в тестовом режиме с ребятами проигрывают. Мы выпускаем и деревянные пазлы, и кубики, посвященные различным темам, деревянные конструкторы, настольные игры, посвященные правилам дорожного движения, и другие развивающие. Какие‑то игры – классические, а есть новые, к юбилейным датам.

"Петербургский дневник": Как вообще происходит: к вам приходит подросток и вы его сразу – на производство?

Татьяна Удачина: Ребята приходят, сначала как стажеры учатся и потом могут решить, что им больше нравится в процессе выпуска игр. Мы учитываем мнение ребят, они сами выбирают, где им работать.

Ведь наша задача не просто обеспечить их пребывание на предприятии. Мы организуем и учебу, и досуг, у нас есть и спорт­зал. А работают они до 16 лет – 4 часа, а после почти целый рабочий день.

Им тут удобно, а наша задача – приобщить к труду. Если ребята прогуливали школу, у них есть прекрасная возможность заняться делом. Большая часть наших воспитанников взрослеют и потом приходят спасибо говорят. И нам, конечно, очень приятно.

Мы пытаемся создать соревновательный момент, ведь основа – трудовое воспитание, и у нас все нацелено на труд. Конечно, у нас есть нацеленность на результат. Каждую неделю – совет бригадиров, где мы разбираем рабочие ситуации. Все по‑взрослому.

"Петербургский дневник": Как сами подростки относятся к такому труду?

Татьяна Удачина: Для них сначала это действительно трудно, ведь к нам приходят по направлению от отделов по делам несовершеннолетних, предприятие больше занимается социальной адаптацией. Кто‑то начал, втянулся и великолепно работает и сразу зарабатывает, кто‑то привык болтаться. Но когда он смотрит, что другой зарабатывает одну сумму, а его приятель – другую, у него появляется стимул. Средняя зарплата составляет 6‑8 тыс. рублей. А те, кто хорошо работает, получают и 20‑25 тыс.

"Петербургский дневник": Они сами играют в игры, которые сами выпускают?

Татьяна Удачина: Всегда, когда задают такой вопрос, ребята отвечают: нам некогда, мы работаем. Но частенько покупают своим младшим сестрам и родственникам.

"Петербургский дневник": Как вы вообще продвигаете свою продукцию?

Татьяна Удачина: У нас есть отдел маркетинга: отправляем в разные регионы по всей стране. Часто сразу на площадку приходят люди и покупают. Вообще сейчас мы – один из крупнейших производителей развивающих настольных игр на Северо-Западе. Нашу продукцию закупают крупные сети магазинов, а также ее можно встретить на книжной ярмарке в ДК им. Крупской. Наш товар пользуется спросом у оптовиков не только Москвы, но и других регионов России. Мы сотрудничаем с магазинами в Омске, Уфе, Челябинске, Владивостоке, Сургуте, Тюмени и странах СНГ.

"Петербургский дневник": Сложно ли организовать рабочий процесс с подростками, которых называют «сложными»?

Татьяна Удачина: Молодежью заниматься – это быть внимательными, когда они рассказывают о своих проблемах, подсказать. Ведь иногда мы знаем об их проблемах больше, чем родители. Им нужно участие. И даже статистика по всем площадкам: рецидив 1% от всех воспитанников – а это 1,5 тыс. человек – это, конечно, результат.

Даже если проанализировать: в 1993 г. по инициативе администрации при поддержке главного управления открылась наша площадка «Красносельская», потом стали открываться другие площадки. И есть районы, которые хотят у себя тоже такие площадки организовать.

"Петербургский дневник": Вы сами давно в «Новом поколении»?

Татьяна Удачина: Я подполковник полиции в отставке, долгое время была начальником отдела по делам несовершеннолетних в Красно­сельском районе. И мы тоже направляли в «Новое поколение» ребят. Но когда я оказалась изнут­ри, поняла, насколько много тут делают для ребят. С инспекторами по делам несовершеннолетних мы поддерживаем постоянную связь. Со многими мы как работали вместе и делали одно дело, так и продолжаем, только без формы.

Закрыть