Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Как остановить в Петербурге эволюцию "дури"

Больше тонны наркотиков изъято из незаконного оборота в Петербурге с начала года. То, что не удалось отследить, продолжает убивать горожан. Какую роль в остановке наркозаражения играют муниципалы и неравнодушные петербуржцы?

Больше тонны наркотиков изъято из незаконного оборота в Петербурге с начала года. То, что не удалось отследить, продолжает убивать горожан. Какую роль в остановке наркозаражения играют муниципалы и неравнодушные петербуржцы?

Для сравнения: в прошлом году масса изъятой отравы в Северной столице составила 1,5 т. Сколько все же попало в организмы наркотизированных петербуржцев – не знает никто. Как правило, рядовому горожанину и примерному семьянину кажется, что наркоманы корчатся в судорогах где‑то далеко и по собственной глупости. 

По словам Дмитрия Борзова, начальника службы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании РУФСКН России по СПб и ЛО, это зло давно проникло во все сферы жизни. "Для примера: выездные нар­колаборатории проверили на причастность к употреблению наркотиков сотрудников нескольких автопарков – это водители маршруток, которые возят нас с вами каждый день, – рассказывает он. – Процент не такой большой, но все же выявлена часть нарко­тизированных водителей – а это уже практически готовые ДТП". По словам Дмитрия Борзова, ни сам человек, ни его близкие уже не могут быть стопроцентно защищены от последствий наркопотребления. "Поэтому сегодня особую роль играют не только полиция, прокуратура, но и муниципальные органы, то есть власть на мес­тах, самая близкая к людям", – полагает Дмитрий Борзов.

Ближе к проблеме и решению

"До последнего времени наркопрофилактика не входила в обязанности муниципальных округов, – отмечает Леонид Шпиленя, директор Северо-Западного центра профилактики употребления ПАВ среди молодежи в образовательной среде ЧОУ ВО "Институт специальной педагогики и психологии", – но уже со следующего года такие поправки, скорее всего, будут внесены на федеральном уровне". По его словам, уже сегодня все 111 МО Петербурга так или иначе присоединились к программам профилактики наркопотребления в районах. "Сложно осуществлять координацию в рамках гигантского мегаполиса, – подчеркивает он, – а муниципальный округ – это семья со своими школами, магазинами, где многие друг друга знают".

Сегодня представители МО занимаются организацией мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, выходят в школы с образовательными занятиями. "Надо помнить и о том, что мы со своими лекциями безнадежно отстаем, и подростки знают в 100 раз больше нас, – предупреждает Леонид Шпиленя, – при появлении нового средства оно как вспышка распространяется за считанные недели". По словам эксперта, в силах муниципальных образований организовать профессиональное консультирование подростков в интерактивном, "нескучном" режиме.

Эволюция "дури"

С коллегой согласен и Дмитрий Борзов. "Рынок наркотиков претерпел существенные изменения: раньше половину занимали опиаты, такие как героин, но сегодня по экономическим показателям это уже невыгодно для наркодилеров, – поясняет Дмитрий Борзов, – программа замещения заработала и в этой среде: перехват разговоров наркопотребителей и внутренний мониторинг показал, что большинство из них перешли на синтетические наркотики, изготовленные преимущественно в кустарных лабораториях города и области". На смену инъекционным наркотикам пришли таблетки и даже жвачки с одурманивающими веществами.

Сегодня на официальном учете в наркодиспансерах Петербурга стоят почти 11 тыс. горожан. "Но это только те, кто на коленях приползли и попросили спасти их, – говорит Дмитрий Борзов, – вернуть к жизни удается не более 5%". По его словам, чтобы выявить реальное количество активных наркопотребителей, официальную цифру следовало бы умножить на 10, а при пессимистичном подходе – и на 20. "Скорее всего, уже в следующем году мы придем к поправкам о принудительном лечении от наркомании, – считает он, – помогают в этом лечении и ресоциализации, безусловно, проверенные общественные организации, с которыми муниципальные округа должны наладить взаимодействие".

Волк в овечьей шкуре

Сегодня каждый столб предлагает услуги не только круглосуточных Карин и Виолетт, но и вполне благовидную помощь – "выведение из запоя и ломки бесплатно". Что это за добрые люди, ратующие за судьбу оступившихся петербурж­цев, и можно ли им верить?

"Прошли проверку буквально несколько общественных организаций по реабилитации наркоманов – например, "Ручей", "Диакония", и сегодня нам необходимо создать пул таких организаций, которым мы доверяем". Такой работой также предложено заняться муниципалам – в том числе по информации от жителей они будут сообщать в антинаркотическую комиссию об организациях, реально помогающих зависимым, а также о подозрительных сообществах.

"В качестве помощников в вопросе наркореабилитации нас интересуют профильные общества "без задвигов", – поясняет Дмитрий Борзов, – нередко бывает, что в область наркопрофилактики скрыто стремятся попасть, например, сайентологи и другие подобные организации". По его словам, также недопустимы случаи, когда зависимость от наркотиков подменяется другой зависимостью. Кроме сбора актуальной информации об общественных организациях по силам муниципальным образованиям и выявление точек наркоактивности. Зачастую горожане знают о таких местах, но предпочитают "не ввязываться". "Старшее поколение информирует нас о таких подозрительных местах, а мы уже, чтобы не светить их имена, от лица МО подаем информацию в полицию с просьбой проверить ее", – делится опытом глава МО Семеновский Сергей Кочанжи.

Обратиться в свой муниципальный округ петербуржцы могут и даже должны при любых подозрениях. В интересах добросовестных муниципалов – выслушать жалобу и помочь навести порядок на подведомственных землях. "Работа будет эффективной тогда, когда на всех уровнях – городском, районном, муниципальном – мы будет действовать сообща", – подводит итог Дмитрий Борзов.

За 9 месяцев этого года в Петербурге совершено 41 тыс. 234 преступления, из них более 10 тыс. связаны с употреблением или распространением наркотических веществ. Значительная доля краж и разбойных преступлений также совершены в поиске средств на новую дозу.

Закрыть