Яндекс.Метрика

Ирина Соколова: положения конвенции Международной организации труда близки социальной политике России

В Государственной Думе состоялись парламентские слушания, на которых обсуждались возможности принятия в Российской Федерации Конвенции Международной организации труда №102 «О минимальных нормах социального обеспечения».

В Государственной Думе состоялись парламентские слушания, на которых обсуждались возможности принятия в Российской Федерации Конвенции Международной организации труда №102 «О минимальных нормах социального обеспечения».

Депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, член Президиума Политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения «Единой России» Ирина Соколова прокомментировала возможности принятия в Российской Федерации конвенции Международной организации труда №102 «О минимальных нормах социального обеспечения».

«Вопрос о необходимости присоединения России к конвенции № 102 ранее неоднократно поднимался в рамках переговоров по заключению Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации.

На сегодняшний день, принятая Международной организацией труда конвенция является основополагающим документом международного права в области социального обеспечения.

Ее положения являются основой для определения права на социальное обеспечение как одного из прав человека в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Положения конвенции № 102 также определяют содержание основных региональных документов в сфере социального обеспечения».

На сегодняшний день конвенция ратифицирована уже 51 страной.

Конвенция установила минимальные нормы по всем основным социальным направлениям, включая: медицинское обслуживание, обеспечение по безработице, старости, инвалидности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, по случаю потери кормильца, семейное обеспечение и обеспечение по материнству.

Несмотря на то, что конвенция №102 была принята в 1952 году, она до сих пор сохраняет свою актуальность, поскольку задает стандарты фактически по всем направлениям социального обеспечения. Присоединение к конвенции № 102 справедливо считается в мире своего рода цензом цивилизованности.

«Положения конвенции близки социальной политике России, её конституционным положениям, направленным на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом каждый трудоспособный гражданин имеет возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи, а граждане, утратившие (постоянно или временно) возможность трудиться в силу возраста, болезни или других непреодолимых причин, получают гарантию того, что их жизненный стандарт будет поддержан государством.

Однако присоединение к конвенции потребует разработки дополнительных методов внедрения её положений в российское законодательство» - отметила депутат.

В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители органов исполнительной власти, Международной организации труда (МОТ), объединений профсоюзов, научных учреждений и организаций, которые рассматривали возможность принятия проекта Федерального закона о ратификации конвенции №102, подготовленного Ккмитетом Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Проект закона предусматривает ратификацию только 7 разделов конвенции из 9. Несмотря на то, что законодательство Российской Федерации в целом соответствует положениям и этих двух разделов, данные сферы социального обеспечения построены на принципах, отличающих от тех, которые закреплены в Ккнвенции.

Так, например, в России система защиты от безработицы отличается более широким охватом, чем того требует конвенция, и распространяется на все население страны. В то же время размер пособия по безработице низкий, ограничивается на данный момент суммой в 4 900 рублей, что не всегда будет соответствовать требованиям конвенции, в соответствии с которой размер этого пособия не может быть менее 45 % от заработной платы. Но при этом срок выплаты пособия по конвенции значительно меньше, чем в Российской Федерации.

Выплата детских пособий в России осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации, что не позволяет брать общегосударственные обязательства по их размеру. На федеральном же уровне главный упор в поддержке семей с детьми делается на материнский капитал. Тем временем конвенция предусматривает выплату именно ежемесячных пособий.

По отдельным видам социального обеспечения российское законодательство значительно превосходит эти требования, например, по условиям предоставления страховых пенсий по инвалидности, являясь более гуманным по отношению к наиболее уязвимой части населения.

Сформулированный в нормах конвенции механизм исчисления коэффициента замещения ориентирован на особенности социально-трудовых отношений середины прошлого столетия и по большинству параметров не соответствует современной структуре рынка труда, условиям формирования трудовых доходов и структуре потребительских расходов как трудоспособного, так и нетрудоспособного населения.

Так, для пенсий по старости конвенцией предусмотрен расчет коэффициента замещения как соотношения размера пенсии типичного получателя и его предыдущих доходов. Коэффициент замещения установлен на уровне 40 % только для типичных получателей, главным требованием к которым является выработка 30 лет страхового стажа.

В России же социально допустимый уровень пенсионного обеспечения определяется как соотношение среднего для всех получателей размера пенсии в текущем году и средней заработной платы в экономике за этот же период, выраженное в процентах. Это позволяет проводить более гибкую и разумную политику в отношении граждан.

Ирина Соколова разъяснила: «Учитывая существующие различия в уровне социального и экономического развития государств, конвенция не предусматривает обязательное немедленное принятие обязательств по всем вышеуказанным разделам социального обеспечения. Она позволяет государству выборочно принять на себя обязательства в отношении тех видов социального обеспечения или разделов конвенции, требования которых выполняются национальным законодательством, и исключить те виды, полное выполнение требований которых на момент ратификации невозможно».


Закрыть