Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

На культурном форуме в Петербурге переосмыслят театральное наследие

Какие проблемы волнуют театральное сообщество? Какими постановками ответят режиссеры на вызовы времени? Эти вопросы обсудят на IV Санкт-Петербургском международном культурном форуме.

Какие проблемы волнуют театральное сообщество? Какими постановками ответят режиссеры на вызовы времени? Эти вопросы обсудят на IV Санкт-Петербургском международном культурном форуме.

Одна из ключевых секций IV Санкт-Петербургского международного культурного форума, который пройдет в нашем городе с 14 по 16 декабря, будет посвящена театру. Ее ведущий художественный руководитель БДТ им. Г.А. Товстоногова Андрей Могучий рассказал, что программа секции нацелена прежде всего на комплексное переосмысление мирового театрального наследия.

Сохранить лучшее

И это весьма симптоматично, ведь и сам форум посвящен 70‑летию ЮНЕСКО. Именно к этому юбилею будет приурочен и симпозиум "Театральное наследие: сохранение, реконструкция и переосмысление сценических текстов", который состоится 14 декабря в Александринском театре им. А.С. Пушкина. "Это будет диалог теоретиков и практиков", – подчеркнул Андрей Могучий.

На необходимость и важность сохранения театрального наследия обратил внимание ректор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Александр Чепуров. По его словам, главная сложность состоит в том, что искусство театра сиюминутно, мы можем видеть спектакль только на сцене, что называется, здесь и сейчас. А как сохранить его для будущих поколений? Как сберечь для исторического и культурного наследия без потери аутентичности? Какой способ из существующих сегодня – аудио- и видеозапись, театральная критика, мемуары – выбрать?

"Петербургская театральная школа лидирует в мире по способам реконструкции театральных текстов. Но поскольку к нам приедут специалисты из других стран, то хотелось бы координировать общие усилия, создать мировую библиотеку сценических текстов, сделать ее полезной для режиссеров, художников и актеров", – определил одну из главных задач симпозиума Александр Чепуров.

Острая тема

Не менее острыми обещают быть и дебаты круглого стола "Авторский театр как явление современной театральной реальности. Границы интерпретации", который пройдет 15 декабря в БДТ им. Г.А. Товстоногова.

"Это очень важная и актуальная дискуссия, на эту тему постоянно ведутся споры", – отметил художественный руководитель Александринского театра им. А.С. Пушкина Валерий Фокин.

По его мнению, сегодня существует масса общественных советов, которые пытаются выяснить и даже указать, куда двигаться театру. И хотя, считает мастер, на собственное мнение имеет право каждый человек, необходимо все же определить границы компетенции.

"Когда мы конфликтуем между собой, не соглашаемся, спорим – это нормально. Главное, чтобы все это не переходило в область административных решений", – убежден Валерий Фокин.

"Наша задача – выйти из состояния конфронтации в состояние диалога, научиться договариваться", – поддержал коллегу Андрей Могучий.

Глубже осмыслить поднятые на круглом столе вопросы помогут два спектакля Валерия Фокина. 14 декабря в Александринском театре им. А. С. Пушкина покажут постановку "Ревизор" (комедия с одним антрактом на основе сценической версии Всеволода Мейерхольда и Михаила Коренева, ГосТИМ, 1926 г.). А 15 декабря в 19.00 будет дан другой спектакль мастера "Маскарад. Воспоминания будущего" по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад" и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 г.

Синтетический проект

Еще один круглый стол будет посвящен социальному театру, в приоритете у которого – этические вопросы. В рамках этого заседания состоится премьера спектакля "Язык птиц". Это совместный проект "Встречи" БДТ им. Г.А. Товстоногова и единственного в России центра социальной реабилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом "Антон тут рядом".

По словам руководителя социально-просветительских проектов БДТ им. Г.А. Товстоногова Бориса Павловича, включение спектакля в программу культурного форума – очень важный шаг не только для участников проекта (а в спектакле будут задействованы примерно поровну как профессиональные актеры из БДТ, так и люди с особенностями развития), но и для всего общества. "Важно, что эти проекты подразумевают не только благотворительность. Они становятся явлением современной культурной жизни", – уверен он.

Андрей Могучий заявил, что в будущем планирует показывать спектакль "Язык птиц" на Малой сцене БДТ. "Мы рассматриваем этот спектакль в контексте искусства, а не в терапевтических целях", – подчеркнул он.

В рамках культурного форума состоится презентация первого тома справочника "Репертуар русской драмы", мастер-класс Адриана Джексона "Театр угнетенных и метод Аугусто Боаля: теория и практика". Участники форума и петербуржцы смогут увидеть в БДТ им. Г.А. Товстоногова премьеру постановки Виктора Рыжакова "Война и мир Толстого", путеводитель по роману, а также спектакль Андрея Могучего по пьесе Ивана Вырыпаева "Пьяные".

"На форуме мы обсудим все, что волнует общество, что ново и актуально на российской и мировой сценах", - отметил Андрей Могучий.

Закрыть