Яндекс.Метрика
  • Анна Латонина

Константин Бронзит: наша главная идея – доброта

Четырнадцатого января Американская киноакадемия объявила список претендентов на премию "Оскар". Российский мультипликатор петербуржец Константин Бронзит номинирован с мультфильмом "Мы не можем жить без космоса". Для Константина это уже вторая попытка получить золотую статуэтку. В 2009 г. он был в пятерке оскаровских номинантов с мультфильмом "Уборная история – любовная история", но тогда награда ушла к японскому режиссеру.

Четырнадцатого января Американская киноакадемия объявила список претендентов на премию "Оскар". Российский мультипликатор петербуржец Константин Бронзит номинирован с мультфильмом "Мы не можем жить без космоса". Для Константина это уже вторая попытка получить золотую статуэтку. В 2009 г. он был в пятерке оскаровских номинантов с мультфильмом "Уборная история – любовная история", но тогда награда ушла к японскому режиссеру.

"Петербургский дневник": После столь успешного фестивального года вторая номинация на "Оскар" была ожидаема?

Константин Бронзит: Конечно, хотелось оказаться в этой пятерке. Но в оскаровской гонке присутствует элемент случайности, удачного стечения обстоятельств. Зачастую попадание в номинацию мало зависит от качества самого мультфильма.

Все 6 тыс. академиков, голосующие за кандидатов, не могут обладать профессио­нальными знаниями в области анимации.

Все‑таки это особое направление в киноиндустрии. Здесь они ничем не отличаются от обычных людей со своими предпочтениями.

Для кого‑то определяющим становятся жанр и сюжетная линия, а другим ближе технологии и новаторство в подаче материала.

Ну и политика, куда же без нее. К тому же в этом году в номинантах 82‑летний Ричард Уильямс, снявший "Кто подставил кролика Роджера", со своей новой короткометражкой. В общем, шансы один к пяти.

"Петербургский дневник": Драма, выраженная в жанре мультипликации, довольно редкое явление. Не страшно было браться?

Константин Бронзит: Для меня это первый подобный опыт. История началась с того, что я, как Менделеев, увидел сон и решил, что вот оно, что надо делать. А уже в процессе работы понял, куда забрался.

Передать драму героев так, чтобы всем все было ясно, и уместить весь рассказ в 15 минутах короткометражки – каждый шаг давался с большим трудом. Я рисовал и смот­рел, что‑то вырезал, менял местами и снова смотрел.

Грызла мысль, что все как‑то не так и надо править. Знаете, как надоедливая мелодия звучит в голове, вот и мультфильм никак не отпускал.

Конечно, были и другие проекты на протяжении этих 4 лет: работа на студии, участие в фестивалях, лекции, но ни дня не проходило без мыслей о друзьях-космонавтах.

"Петербургский дневник": В итоге мультфильм получился таким, каким задумывался?

Константин Бронзит: Не могу сказать, что удовлетворен результатом. "Мы не можем жить без космоса" – лучший мой мульт­фильм на сегодняшний день, но внутренний критик все равно недоволен.

И это нормально, идеала достичь невозможно. Кто‑то может восхищаться мультфильмом, но я‑то в курсе его недостатков.

В течение всего периода работы я видел, чего недостает фильму, и пытался приблизиться к идеальной картинке у себя в голове.

"Петербургский дневник": Много ли осталось от начального замысла в процессе работы над мультфильмом?

Константин Бронзит: Вообще создание фильма – это путь неизбежных потерь. Три четверти всего процесса – производство, адский ежедневный труд.

Для чистого творчества остается совсем немного места. Режиссер просто старается максимально сохранить идею, подбирая средства для ее выражения.

Иногда приходится от чего‑то отказываться, менять последовательность в сюжете. Некоторые вещи не показать так, как хочется. Но, в общем, почти все из задуманного получилось.

"Петербургский дневник": Четыре года создавался "Мы не можем жить без космоса". Это 1,5 тыс. дней. Как?

Константин Бронзит: Нелегко. Кошмар и ежедневные мучения. От возникшей идеи невозможно просто так избавиться, надо садиться и рисовать. Я все время помню фразу Норштейна "Каждый раз задача должна только повышаться".

Пока делаешь фильм, раскрываешься, выворачиваешься наизнанку. Ешь, спишь, ходишь куда‑то, а мысли только об одном.

Это все очень личное, но выразить это личное нужно на профессиональном уровне, в этом проблема. Тебе просто надо перепрыг­нуть самого себя.

В какой‑то момент понимаешь, что дальше уже лучше не будет, и говоришь "стоп". В конце концов смотришь назад, а этот союз амбиций, однообразного труда и внутренних споров забрал 4 года твоей жизни.

"Петербургский дневник": Оказывается, мультипликатор – очень непростая профессия. Вы сознательно пошли на это?

Константин Бронзит: У меня никогда не стоял вопрос выбора. Профессия сама выбрала меня. Я просто не изменял ей.

Всю жизнь я работаю, прислушиваясь к интуиции и мнению людей, которым доверяю.

С друзьями я могу рассчитывать на правду о том, что делаю, а интуиция вовремя подскажет, когда будет все сказано и придет время уйти из профессии.

"Петербургский дневник": "Мы не можем жить без космоса" не избежал встречи с пиратами. Как справились?

Константин Бронзит: Исключительно благодаря коллегам и друзьям. Сработали оперативно. Все, к кому мы обратились с просьбой удалить копии, пошли нам навстречу. Ведь пиратство попросту ставит крест на фестивальной жизни фильмов. Например, по оскаровским правилам проект, выложенный в Сеть, не может быть допущен до голосования.

"Петербургский дневник": Компьютерные технологии развиваются с каждым годом. Успевает ли российская анимация за прогрессом?

Константин Бронзит: Стараемся, но у российской анимации хронический недостаток средств. Причем недостает как денег, так и обучающих ресурсов. В Штатах нет такой проблемы. Изучать анимацию можно практически в любом университете. Можно поступить в специализированную киношколу, прослушать бесконечное количество курсов, взять мастер-классы.

У нас же никто серьезно не учит работать в анимации, этом совершенно особенном направлении кинематографа. Нет дипломированных специалистов. Студии вынуждены сами готовить для себя специалистов, преподавателями на таких курсах выступают штатные сотрудники. В итоге часть времени, которую можно было бы использовать на производство фильмов, тратится на подготовку специалистов, которые в любой момент могут уйти.
Результат налицо – без основательных знаний все делается наспех, поверхностно.

"Петербургский дневник": Может ли отечественная мультипликация конкурировать с продукцией ведущих анимационных студий на всем мировом пространстве, а не только на территории нашей страны?

Константин Бронзит: И да, и нет. Наша главная идея – доброта. А еще поучи­тельность, правда, иногда чрезмерная. Мы делаем простые человеческие фильмы, рассказываем о правильных взаимоотношениях.

Из коммерческого кино хороший пример – анимационный сериал "Маша и Медведь". Он успешен в прокате в 30 странах мира и включен американским Animation Magazine в список "250 телешоу, которым суждено стать классикой". Фестивальный мир Запада заполнен странными артхаусными историями. Поэтому там на ура идут наши авторские мультфильмы – простые жизненные истории привлекают зрителя.

На сегодняшний день "Мы не можем жить без космоса" удостоен 60 международных наград. Среди них Гран-при анимационного фестиваля в Загребе, Гран-при международного фестиваля во французском Анси. На международном фестивале анимационных фильмов "КРОК" получил особый приз имени Александра Татарского "Пластилиновая ворона" – "За высший пилотаж".

Мультфильм "Мы не можем жить без космоса" рассказывает историю о мечте двух друзей-космонавтов, готовящихся к полету в космос. После успешно пройденной подготовки выясняется, что летит только один из друзей. Во время взлета происходит трагедия – ракета взрывается. Космонавт, оставшийся на земле, закрывается ото всех в своем горе после потери друга. Жизнь и смерть, дружба и одиночество – основные идеи мультфильма.

Константин Эдуардович Бронзит родился в Ленинграде 12 апреля 1965 г. Образование: Ленинградская средняя художественная школа (ныне Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б.В. Иогансона Российской академии художеств), вечернее отделение Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица), Высшие двухгодичные курсы режиссеров и сценаристов (мастерская Федора Хитрука). Прошел карьерный путь от ассистента режиссера до признанного классика мировой анимации.

Закрыть