Яндекс.Метрика
  • Татяна Кириллова

Светлана Лаврецова: сверхзадача "Радуги" - поиск современного театрального языка

Старейший в стране ТЮЗ им. А.А. Брянцева скоро отметит свой 94‑й день рождения. Хорошим подарком к этой дате стала премия правительства РФ, которой в канун Нового года были удостоены создатели популярного у зрителей и профессионалов международного театрального фестиваля "Радуга". Уже на протяжении 16 лет этот форум проходит в Петербурге под эгидой ТЮЗа. Наряду с коллегами по театру лауреатом престижной премии стала автор и руководитель фестивального проекта директор ТЮЗа им. А. А. Брянцева Светлана Лаврецова.

Старейший в стране ТЮЗ им. А.А. Брянцева скоро отметит свой 94‑й день рождения. Хорошим подарком к этой дате стала премия правительства РФ, которой в канун Нового года были удостоены создатели популярного у зрителей и профессионалов международного театрального фестиваля "Радуга". Уже на протяжении 16 лет этот форум проходит в Петербурге под эгидой ТЮЗа. Наряду с коллегами по театру лауреатом престижной премии стала автор и руководитель фестивального проекта директор ТЮЗа им. А. А. Брянцева Светлана Лаврецова.

"Петербургский дневник": Светлана Васильевна, не так уж часто больших правительственных наград удостаиваются организаторы театральных фестивалей. Чем "Радуга" заслужила особую оценку?

Светлана Лаврецова: Не нам о том судить. Для нас важнее всего было с первого дня оставаться верными главной идее "Радуги", задуманной как фестиваль современной драматургии для старших подростков и молодежи. И наш выбор оказался верным, потому что фестивалей много, но события внутри них обычно не объединяет общая идея. А сверхзадачей "Радуги" всегда оставался поиск современного театрального языка для молодежного театра, который по определению должен стать другом растущему человеку в трудный период взросления.

"Петербургский дневник": Что помогло "Радуге" так долго продержаться на плаву?

Светлана Лаврецова: История "Радуги" доказывает, что любой проект может стать долгожителем, если его создатели правильно чувствуют театральную ситуацию и умеют к ней адаптироваться. У фестиваля поначалу было свое жюри, а помимо программных показов проходили научные семинары. Позже эта практика распространилась по всей России, перестав быть отличительной чертой тюзовского фестиваля. Но в итоге мы добились того, ради чего и была придумана "Радуга": новый импульс получило развитие современной драматургии, были открыты новые режиссерские имена. Именно "Радуга" стала прообразом театральных лабораторий и центров современной драматургии, которые уже существовали тогда в Европе, а потом один за другим стали появляться и у нас в стране. Выполнив эту миссию, фестиваль несколько поменял свой внутренний формат. Отказавшись от жюри, он также ушел от обсуждения спектаклей критиками, отменив принцип соревновательности в пользу атмосферы дружбы, обмена опытом и творческого поиска.

"Петербургский дневник": А что пришло на смену традиционным семинарам?

Светлана Лаврецова: Во внутренней программе появились мастер-классы и творческие встречи с крупными деятелями мирового театра, которые по сей день знакомят публику и коллег по цеху с разными творческими школами и принципами организации национальных театров. По традиции известный театровед и педагог Николай Песочинский вместе с творческим лидером ТЮЗа Адольфом Шапиро в последний день фестиваля подводят его итоги, отмечая главные тенденции развития мирового театра, нашедшие отражение в программе "Радуги". И если раньше нам был особенно интересен польский театр, славный своими прорывными постановками и яркими театральными именами Кшиштофа Варликовского, Гжегожа Яжины и других, то потом мы 2 года подряд обращались к новой французской драматургии и режиссуре. Более того, завязали тесные отношения с Авиньонским фестивалем, в рамках которого со временем надеемся показывать лучшие спектакли "Радуги".

"Петербургский дневник": Опыт показал, что такая работа весьма успешно "штопает дыры" во взаимопонимании, проделанные политиками…

Светлана Лаврецова: Что бы ни происходило в мире, язык искусства универсален, и именно он способствует сближению народов. Важным инструментом культурного сотрудничества стали и "Радужные мосты", которые театр последовательно перекидывает в разные точки ближнего зарубежья и России. После успеха международного проекта "Радуга-Балтия" минувшей весной театр привез "Радугу" в Крым, ставший российским. ТЮЗ первым из петербургских театров начал творческое сотрудничество с китайскими коллегами, в частности с Театром детского искусства в Шанхае, где не раз бывал с гастролями.

А совсем недавно по приглашению руководства города представители ТЮЗа в составе правительственной делегации посетили Вьетнам, где поделились опытом с зарубежными коллегами. А нам есть чем поделиться, ведь старейший в стране ТЮЗ сумел сохранить свое неповторимое лицо и верность традициям, которые почти 100 лет назад заложил его основатель А. А. Брянцев.

"Петербургский дневник": В афише "Радуги" имена мэтров соседствуют с именами режиссеров-дебютантов. Кому из них такой контакт нужнее?

Светлана Лаврецова: Вольный фестивальный формат для мэтров не менее важен, чем для молодежи. Ведь, чтобы оставаться на вершине, им порой просто необходим этот свежий глоток театральной свободы, которой буквально дышат дебютанты. А молодые, получив на фестивале урок театрального мастерства, сами скоро становятся маститыми. И при этом от бунтарства все равно возвращаются к основам классической школы, без которой поиск нового невозможен. И тем и другим важен этот обмен энергией, это дыхание в спину.

"Петербургский дневник": Внутренняя программа "Радуги" с ее мастер-классами, круглыми столами, презентациями собирает не меньше зрителей, чем спектакли. Какова польза этих мероприятий для развития театра?

Светлана Лаврецова: Это очень важный для всех разговор. В прошлом году к нам приехали профессионалы театра из Израиля, Германии, Дании, Китая… Времени для обмена полезной информацией в рамках конференции катастрофически не хватало, приходилось наверстывать при неформальном общении между спектаклями. Даже во время традиционной речной прогулки на пароходике сколько возникает новых проектов, идей для постановок… В этой атмосфере дружелюбия рождается множество находок, которые режиссеры потом охотно "вынимают из кармана" при подготовке очередной премьеры.
Сама динамика жизни ТЮЗа опровергает устаревший подход к разделению театров на "главные" и "неглавные", взрослые и детские…

Наверное, дело в том, что негромко, но последовательно наш театр проводит политику воспитания нового зрителя, способного оценить как поставленные в традиционной манере спектакли-сказки для маленьких, так и смелые опыты молодых режиссеров. Широкая фестивальная деятельность ТЮЗа не только служит движению театрального процесса, которое отмечают профессионалы, но и отражается на репертуаре театра, который формирует вкусы зрителя.

Культовый "Конек-Горбунок", ставший визитной карточкой ТЮЗа и недавно получивший новую жизнь на родной сцене, соседствует в афише с авангардными опусами модного Дмитрия Волкострелова ("Танец Дели", "Злая девушка", "Беккет. Пьесы"), оригинально мыслящего Семена Александровского ("Рисунки на потолке"), мастера синтетического жанра Руслана Кудашова ("Маленькие трагедии", по яркости формы способные поспорить с хитом московского сезона "Сказки Пушкина") или одного из самых востребованных учеников Григория Козлова – Рикардо Марина ("Гофман. Видения"). Все помнят, сколько споров некогда вызвала режиссерская версия "Короля Лира", которую поставил на этой сцене мэтр современного театра Адольф Шапиро…

Но она прошла проверку временем, а сегодня зритель тепло принял новый спектакль этого режиссера "Вино из одуванчиков, или Замри", отмеченный в рамках премии городского правительства в области культуры.

Репутация экспериментального театра не всегда облегчает путь к широкому зрителю, который растет вместе с ТЮЗом и с ним же вместе иногда спотыкается о спорные трактовки. Но все же это трудный путь вперед, а не бесславное топтание на месте. Не случайно ведь в последние годы наш детский вроде бы театр каждый год выдвигается на главную театральную премию страны – "Золотую маску" во вполне взрослых номинациях. При этом для нас важно, чтобы мнение критиков, которые выдвигают те или иные спектакли на театральные премии, чаще совпадало с мнением зрителя.

Например, в новом сезоне ТЮЗ пригласил для постановки по сказкам Андерсена бывшего участника "Радуги" – режиссера Романа Феодори, чьи спектакли не только выдвигались на "Золотую маску", но и востребованы зрителем. Он владеет современным театральным языком, который понятен детям и при этом нравится критике. Хорошо, когда режиссер не только ярко заявляет о себе, эпатируя публику, но и создает театральный "продукт", который легко продается. ТЮЗ всегда шел от зрителя, и даже в поиске новых форм нам хочется сохранить эту особенность. Удачный пример такого синтеза – спектакль "Том Сойер", где новые технологии сочетаются с яркой актерской игрой.

Закрыть