Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Профессор Михаил Дидур: у скандала с милдронатом очевидный политический подтекст

Мельдоний больше 40 лет применяется в медицине. Об этом в медиацентре правительства Санкт-Петербурга (Потемкинская ул., 2) на круглом столе "Допинг в спорте: риски. противодействие, профилактика" рассказал главный внештатный специалист по спортивной медицине Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой спортивной медицины Первого Санкт-Петербургского медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Михаил Дидур.

Мельдоний больше 40 лет применяется в медицине. Об этом в медиацентре правительства Санкт-Петербурга (Потемкинская ул., 2) на круглом столе "Допинг в спорте: риски. противодействие, профилактика" рассказал главный внештатный специалист по спортивной медицине Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой спортивной медицины Первого Санкт-Петербургского медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Михаил Дидур.

По его словам, "ни разу не было зафиксировано случаев отравления мельдонием, случаев передозировки". "Мельдоний не наносит вреда здоровью, а это один из главных критериев для признания препарата допингом", - заявил Михаил Дидур. У скандала с милдронатом очевидный политический подтекст, считает он.

Отметим, проблема допинга в российском спорте резко обострилась в последние дни. Шесть знаменитых российских атлетов, включая знаменитую теннисистку Марию Шарапову, попались на употреблении мельдония, с 1 января 2016 г. включенного Всемирным антидопинговым агентством в список запрещенных препаратов.

Как пояснил Михаил Дидур, врачам очень сложно получить информацию о запрещенных препаратах. "Допустим, что врача временно привлекли к работе со спортсменами. Он поехал с командой на сборы. У него 25 человек, их надо лечить. Но врач ни в одном российском фармакологическом справочнике не найдет список средств, считающихся допингом", - рассказал он.

Мельдоний был запрещен решением экспертной группы, в которую входили 13 человек, из них 6 американцев. "Такие решения в нашей, медицинской среде называют волюнтаристскими", - подчеркнул Михаил Дидур. 

Возможно, ситуацию с мельдонием создали искусственно не без участия бывших сотрудников РусАДА (Российского антидопингового агентства), в недавнее время уехавших в США и получивших там виды на жительство. Эти люди владели служебной информацией о российских спортсменах, знали, что многие употребляют мельдоний (торговое название - милдронат). И, не исключено, что эта информация сейчас используется против российских спортсменов, высказал мнение вице-президент Федерации легкой атлетики Санкт-Петербурга, начальник отдела Комитета по  физической культуры спорту Санкт-Петербурга Владимир Куликов.

Вообще, странно, что исследование мельдония было проведено по заказу Ассоциации американского футбола США. Странно потому, что мельдоний не применяется в США, а только в Восточной Европе. "У нас очень тяжелая ситуация со спортивными врачами, - рассказал Владимир Куликов. - Хорошие, опытные специалисты стремятся найти работу в профессиональных клубах по футболу, по хоккею. Например, в "Зените" сейчас работает Михаил Пухов, бывший врач сборной России по легкой атлетике, а также бывший массажист сборной. В сборной по легкой атлетике ответственность выше, а зарплаты ниже".

Мельдоний широко употреблялся, поэтому не проводилось исследований, за какой срок он выводится из организма. Для разрешенных средств это не важно.

Во многих общедоступных лекарствах, например, в эфедрине, содержатся вещества, употребление которых грозит спортсменам дисквалификацией. Борьба с допингом достигла такого уровня, что атлеты круглые сутки находятся под контролем офицеров WADA. К ним могут прийти домой ночью и утром. Спортсмен обязан заблаговременно сообщать о своем местонахождении с точностью до часа.

Кстати, мельдоний не включен WTA (Женской теннисной ассоциацией) в список запрещенных препаратов. Поэтому Мария Шарапова, возможно, не будет наказана этой организацией.

В запрете мельдония можно усмотреть и торговую войну фармацевтических компаний. Ведь милдронат, как сообщил Михаил Дидур, был востребованным товаром. В аптеках России объем продаж этого лекарства достигал 4 миллиардов рублей.

"К сожалению, допинг употребляется и будет употребляться в спорте всегда, - констатировал главный врач Городского врачебно-физкультурного диспансера Сергей Матвеев. - Лаборатории во многих странах мира  работают над созданием средств, повышающих результаты атлетов. На смену тем препаратам, что научились распознавать в организмах спортсменов, приходят новые, более совершенные. Бороться с этим необходимо, но очень сложно".

"Санкт-Петербург находится в особом положении, - рассказал Михаил Дидур. - В 1993 г. к нам из Тарту был переведен факультет спортивной медицины, и с тех пор мы готовим специалистов этого профиля. Скажу, что даже подготовленный врач сталкивается с проблемами при выборе препаратов. Список запрещенных средств очень велик -  он занимает 16 листов. И нет официальной информации о допинге на русском языке, только на английском и французском. Чтобы стать дипломированным фармакалогом, надо учиться 9 лет. Как мы может за короткое время на семинаре, который длится 1-2 дня, разъяснить тренерам, врачам, массажистам все названия препаратов, все названия их составляющих?"

Существует, к сожалению, много уловок для атлетов. Хорошо известно, что, например, норвежские лыжники и биатлонисты признаны астматиками и легально употребляют препараты, которые остальным спортсменам категорически запрещены.

"Деятельность WADA напоминает гонки собак за механическим зайцем, - оригинальное сравнение применил Владимир Куликов - Как бы собаки быстро ни бежали, они не могут догнать этого электрического зайчика. Так, к сожалению, происходит и в борьбе с допингом".   

В круглом столе принимали участие вице-президент Федерации легкой атлетики Санкт-Петербурга, начальник отдела Комитета по  физической культуры спорту Санкт-Петербурга Владимир Куликов, главный врач Городского врачебно-физкультурного диспансера Сергей Матвеев и главный внештатный специалист по спортивной медицине Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой спортивной медицины Первого Санкт-Петербургского медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Михаил Дидур.

Закрыть