Ученые приблизились к победе над самым смертоносным заболеванием на Земле

Открытие исследователей из США и ЮАР позволит прогнозировать заболеваемость туберкулезом.

Ученые из США и ЮАР генов, которые позволят предсказать, у кого из носителей палочки Коха начнет развиваться туберкулез, самое смертоносное инфекционное заболевание на Земле. О своем исследовании они написали у журнале The Lancet.

Палочка Коха есть в организме около двух миллиардов человек, однако туберкулез развивается лишь у одного из десяти носителей. Ученые смогли выявить 16 генов, которые гораздо более активны в организмах представителей группы риска.

Исследователи взяли на анализ кровь у шести тысяч молодых южноафриканцев, рискующих заболеть туберкулезом, и следили за ними два года. После этого, она взяли повторный анализ у 37 заболевших и 77 здоровых. Выделив 16 "виновных" генов, специалисты провели еще один тест с участниками первого анализа. Затем проверили полученную закономерность, обследовав еще две независимые группы в ЮАР и Гамбии.

Пока точность теста далеко от идеальной: он выявил около 80% будущих туберкулезников и неверно указал а многих подопытных, оставшихся здоровыми. Также точность теста зависит от того, насколько близка болезнь.

Между тем, ученые уверены, что и такие результаты помогут в профилактике опасной болезни. В частности, врачи смогут диагностировать туберкулез до того, как носитель станет заразным. Также потенциальные больные смогут заранее принимать лекарства, которые не дают побочных эффектов.

Наконец, открытие должно сделать дешевле испытания противотуберкулезных вакцин: генетический анализ выявит пациентов, предрасположенных к болезни.