Яндекс.Метрика
  • Татьяна Протасенко

Суперколледж или «школа за углом»?

Еще не начался сезонный ажиотаж по поводу записи детей в первый класс, а самые дальновидные родители уже стали подыскивать наиболее перспективные варианты для обучения своих отпрысков.

социолог:

Еще не начался сезонный ажиотаж по поводу записи детей в первый класс, а самые дальновидные родители уже стали подыскивать наиболее перспективные варианты для обучения своих отпрысков.

Общество давно осознало, что лучшая инвестиция в будущее детей – инвестиция в качественное образование. Но для осознанного поиска важно понимать, что происходит сегодня со школьным образованием.

Разброс школ по уровню преподавания широк. При этом опросы показывают, что этот уровень далеко не всегда зависит от учителей. Многое определяет состав учащихся – социальный и национальный. Родители стараются определить детей в школы со сложившейся репутацией, но на всех элитных заведений не хватает. Поэтому в обществе идет поиск более широких критериев, определяющих качественное образование.

Международные тесты показывают, что уровень знаний школьников до 5‑6-го классов даже по мировым стандартам весьма приличный, но дальше – качественный сбой. Он обусловлен тем, что освоенные в классе теоретические дисциплины подросток слабо умеет применять в повседневной практике.

У социологов есть этому свое объяснение. Исследования показывают, что искусственная изоляция от представителей иных социальных групп как в процессе обучения (элитные школы), так и в обычной жизни (коттеджные поселки и «клубные» дома бизнес-класса) сильно обедняет социальные навыки детей и сужает их адаптивный опыт. Некогда коммунальная квартира являла собой рабочую модель общества, где жили и взаимодействовали представители разных социальных прослоек. Там ребенок получал реальные представления о мире, в который ему предстояло вступить. Не идеализируя эпоху коммуналок, предположим, что родителям, которые заботятся о гармоничном развитии своих детей, полезнее остановить выбор не на элитной гимназии, а на хорошей школе, где в здоровом балансе присутствуют все «ингредиенты» общества. Это как в городе, где для нормального развития общественной среды надо, чтобы состав населения был смешанным.

Характерно, что лучшие результаты по оценке международных образовательных достижений 15‑летних учащихся показывают финны. А ведь именно в Финляндии образование строится на принципах равноправия и ранней социализации.

Закрыть