Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Подводные игры в кошки-мышки: как создавались подлодки проекта "Ерш"

Петербургские судостроители поделились с "ПД" историей создания и службы атомных подводных лодок 671-го проекта "Ерш" и его модификаций (версий РТ и РТМ с обновленным радиоэлектронным вооружением), известных как подводные охотники. Главная задача этих подлодок заключалась в поиске и уничтожении стратегических подводных ракетоносцев противника, а также в охоте за авианосцами.

Петербургские судостроители поделились с "ПД" историей создания и службы атомных подводных лодок 671-го проекта "Ерш" и его модификаций (версий РТ и РТМ с обновленным радиоэлектронным вооружением), известных как подводные охотники. Главная задача этих подлодок заключалась в поиске и уничтожении стратегических подводных ракетоносцев противника, а также в охоте за авианосцами.

В начале 1960‑х гг. прошлого века командование флотом СССР, проанализировав возрастающую роль подлодок в ядерном противостоянии, пришло к заключению о необходимости создания подводных охотников – субмарин, способных с одинаковой эффективностью уничтожать вражеские АПРК (атомные подводные ракетные крейсеры) и защищать свои стратегические ракетоносцы. При этом традиционные задачи, стоящие перед торпедными субмаринами (уничтожение надводных кораблей, постановка минных заграждений, действия на морских коммуникациях противника), по‑прежнему оставались актуальными для нового типа подлодок.

Проект новой атомной подводной лодки (АПЛ), отвечающей этим требованиям, разработало специальное конструкторское бюро "СКБ-143" (ныне АО СПМБМ "Малахит"). Тринадцатого апреля 1963 г. головную лодку 671-го проекта (заводской № 600) заложили на Адмиралтейском заводе (ныне АО "Адмиралтейские верфи").

Сложная задача

Для судостроителей Адмиралтейского завода субмарина проекта 671 стала вторым атомоходом после ледокола "Ленин". Во многих областях технологического процесса еще только нарабатывался тот бесценный опыт, который впоследствии очень пригодился при создании новых серий АПЛ.

"Когда перед заводом поставили задачу подготовить производство к строительству атомного флота, началась реконструкция стапельно-сдаточного цеха, – вспоминает заслуженный работник завода Владимир Водянов. – Были организованы специализированные участки по сборке и сварке прочного и легкого корпусов, надстроек, конструкций из нержавеющих сплавов. О том, какую требовательность предъявляли к качеству, можно судить уже по тому, что все операции фиксировались в специальном журнале, по которому в любое время можно было установить, даже кто и когда варил тот или иной участок шва".

По словам Владимира Водянова, при строительстве атомных лодок не бывает мелочей. Все – от рядового рабочего до директора – понимали, какая ответственность лежит на работниках завода.

"Мучились с лодкой днем и ночью. Достаточно сказать, что домой уходили в 2 часа ночи. Гидравлику поначалу "качали" по полгода, в дальнейшем эти работы выполняли уже за месяц", – рассказывает судостроитель.

Итогом этой кропотливой работы стал отличный корабль, на тот момент поставивший рекорд скорости среди отечественных субмарин, показав на ходовых испытаниях скорость около 33 узлов в подводном положении. 

Применение новой марки стали АК-29 позволило лодке погружаться на глубину до 400 м. Ракетно-торпедный комплекс корабля обеспечивал поражение подводных, надводных и береговых целей ядерным зарядом мощностью 5 кт в тротиловом эквиваленте на дальностях от 10 до 40 км. 

Кроме ракет-торпед лодки вооружались уникальными торпедами 65 76 "Кит", которые имели в боевой части 567 кг взрывчатого вещества и, наводясь по кильватерному следу, поражали цель на расстоянии до 50 км.

Яркая биография

По классификации НАТО субмарины проекта 671 и его последующих модификаций 671 РТ и 671 РТМ получили само за себя говорящее обозначение Victor – "Победитель". 

В период холодной войны подлодки этого проекта можно было встретить во всех морях и океанах, где нес службу советский флот. Не раз "Викторы", как называли подлодки наши моряки, участвовали в противостоянии с американскими судами и всегда выходили из него победителями. 

К примеру, известен случай, когда К-367, оставаясь в нейтральных водах, вела американский авианосец "Нимиц", который отшвартовался в Неаполе. В любой момент лодка могла пустить стратегически важный корабль противника на дно. Так и оставшись незамеченной, К-367 получила новый приказ и покинула район наблюдений.

"Лодки на базах не задерживались, – делится воспоминаниями Владимир Иванюсь, капитан 1-го ранга, 14 лет прослуживший на лодках 671-го проекта. – Постоянно ходили в море, охотились за американскими авианосно-ударными соединениями: искали, а после обнаружения неотступно следили за ними. Неоднократно отправлялись в походы подо льдами Арктики".

Вспоминая свой поход в Персидский залив в 1980 г. на подлодке К-517, ветеран сказал: "Это был уникальный по продолжительности и дальности поход. В связи с обострением обстановки вокруг Персидского залива СССР нужно было заявить о своем присутствии в Мировом океане, продемонстрировав мощь и потенциальные возможности подводного флота".

Выйдя из Западной Лицы, две советские лодки с интервалом в несколько суток прошли вокруг Африки в Индийский океан в сопровождении корабля комплексного обеспечения – плавбазы "Березина". Полтора месяца корабли шли в подводном положении. После прибытия в Аден (Республика Йемен) и планового осмотра советские подводные лодки вышли на боевое дежурство в Аравийское море. В том районе находилось около 50 судов ВМФ США. Несмотря на это, ни во время перехода туда и обратно, ни во время боевых дежурств советские субмарины так и не были запеленгованы. Зато нашим морякам было отлично видно, как беспечно взлетали самолеты с условно потопленных авианосцев.

Осенью 1981 г. К-517 совершила поход под паковыми льдами Центральной Арктики вокруг Северного полюса и всплыла в географической точке Северного полюса, став первой АПЛ, прошедшей по периметру Северного Ледовитого океана.

Неожиданный улов

С подлодкой К-324 модифицированного 671-го проекта РТМ связан случай, который, несмотря на свою курьезность, чуть не привел к началу третьей мировой войны.

В декабре 1983 г. субмарина несла боевую службу у атлантического побережья США. Командование поставило задачу вести слежку за фрегатом "Макклой" ВМФ США, участвовавшим в испытаниях новой системы подводного наблюдения Towed Array Surveillance System (TASS).

К-324 удалось получить данные о параметрах работы американской системы, но внезапно фрегат прекратил испытания и покинул район. Когда советская подлодка начала отход с занимаемой позиции, возникла критическая вибрация корпуса, из‑за чего была остановлена главная турбина. Пришлось всплывать. Тут‑то и выяснилось, что на винт К-324 намоталось несколько сотен метров сверхсекретного бронированного кабеля от антенны TASS.

Всплывшая у американских берегов советская АПЛ, да еще и рассекретившая тщательно скрываемое ноу-хау, не могла не привлечь внимание флота США. 

К субмарине оперативно подтянулись эсминцы "Николсон" и "Питерсон", которые взяли К-324 в клещи. Сложилась патовая ситуация: советская подлодка не могла скрыться с поврежденным винтом, а американские корабли – приблизиться к ней без риска быть потопленными. Противостояние длилось около 10 суток, пока не прибыло советское судно "Алдан", отбуксировавшее подлодку на Кубу для ремонта.

Американским морякам не удалось вернуть свой кабель. Экипаж К-324 увез с собой этот "трофей" . Впоследствии неожиданный улов переправили в СССР для детального изучения.

За свою службу лодки 671-го проекта и его модификации зарекомендовали себя как надежные и эффективные боевые машины.

Сегодня со стапелей петербургских верфей сходят субмарины нового поколения. Как и прежде, Петербург остается кузницей флота, городом, где не только родился подвод­ный флот России, но и создается его будущее.

Закрыть