Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Растратчикам из НИИПГрадостроительства огласили приговор

Один из старейших градостроительных институтов Санкт-Петербурга оказался в центре финансового скандала. По обвинению в растрате в особо крупном размере на скамью подсудимых сели три сотрудника и председатель совета директоров АО "НИИПГрадостроительства".

Один из старейших градостроительных институтов Санкт-Петербурга оказался в центре финансового скандала. По обвинению в растрате в особо крупном размере на скамью подсудимых сели три сотрудника и председатель совета директоров АО "НИИПГрадостроительства". В УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области рассказали, как они "отмывали" бюджетные деньги, выделенные на развитие российских городов.По нынеш ним меркам сумма 3,6 млн рублей, которую преступники положили в свой карман, не кажется такой уж великой. В новостях регулярно фигурируют цифры иного порядка, в разы, а то и в десятки раз превышающие эту. Но для петербургских чекистов дело было не в деньгах, а в принципе.

Сегодня "ПД" расскажет, как и куда уходили средства, выделенные федеральным бюджетом на разработку генпланов и проектов застройки российских городов.

Сгубила жадность
В июне 2014 г. руководство НИИПГрадостроительства поменялось, и председателем совета директоров стал Виталий Кожарский. Кресло генерального директора заняла его давняя знакомая Наталья Михайлова. В УФСБ России по СПб и ЛО рассказали^ первым делом она уволила большую часть сотрудников института. По предположениям следователей, подельники
рассчитывали обанкротить предприятие, приватизировать его за бесценок – за 27 млн рублей, а затем подороже продать здание, в котором оно находилось.

Выгодное расположение – прямо напротив станции метро "Черная Речка" – не позволило бы этому объекту зависнуть на рынке недвижимости. Отметим еще один важный момент. Оценку предприятия проводил "Российский аукционный дом" (АО "РАД"), это полномочный продавец активов, находящихся в федеральной собственности. В УФСБ возникли вопросы к его экспертам, установившим столь низкую цену, поэтому следователи изъяли документы, связанные  с НИИПГрадостроительства.

Как позже выяснилось, реальная цена здания составила 270 млн рублей. Эту сумму также установила группа экспертов АО "РАД", но уже другая.

Первый случай
Фигурантов подвела их собственная жадность. По пути к заветным миллионам подельники не гнушались и меньшими суммами, накопив в итоге на особо крупный размер и ст. 160 УК РФ ("присвоение или растрата"). В 2014 г. в институте состоялась очень странная сделка. Михайлова продала начальнику одного из отделов НИИПГрадостроительства Алексею Абрамову 56 единиц оргтехники, принадлежащей институту. Вырученная сумма поразила воображение – 2 тыс. рублей при реальной стоимости оборудования 523 тыс. рублей.

По словам следователя УФСБ, в дальнейшем Абрамов должен был зарегистрировать свою фирму и выполнять для НИИПГрадостроительства те же самые работы, что сотрудники института и так выполняли на этой технике, но уже за деньги. С этого эпизода началось расследование уголовного дела, возбужденного петербургскими чекистами.

Мужчина в халате
С обыском в квартиру Натальи Михайловой пришли в середине марта 2015 г. Следователь рассказал: это было ранним утром, около 6:30. Женщина не ждала проблем и тем более не догадывалась, что звонивший в дверь мужчина в уютном халате – на самом деле оперативный работник. Дома у подозреваемой сотрудники УФСБ нашли первые доказательства хищений – записную книжку и листок с кругленькими суммами.

Поняв, что отпираться бессмысленно, женщина во всем созналась и, как отметил следователь, сразу рассказала, как под покровительством Кожарского организовала масштабную растрату бюджетных средств.

Нехитрая схема
На этом этапе в деле появился четвертый фигурант – юрист АО "НИИПГрадостроительства" Оксана Семикова, у которой также было свое частное предприятие – ИП "Семикова Оксана Ген- надьевна". Первого августа 2014 г. Михайлова от имени института заключила с ним договор на проведение работ, связанных с анализом границ территориальных зон.
В середине января 2015 г. ею на счет подчиненной были переведены 230 тыс. рублей. Семикова их обналичила и вернула отправителю. Сделка была фиктивной: о реальном выполнении
договора речи не было. Примерно в то же время и по такой же схеме подельники похитили другие 230 тыс. рублей. Именно столько по договору с фирмой Семиковой от 27 октября 2014 г.
стоил анализ соответствия существующих топографических и картографических материалов требованиям действующего законодательства. В ходе расследования в УФСБ выявили еще три эпизода, переписанных как будто под копирку. В январе 2015 г. добычей подельников стали еще 255 тыс. рублей.

Несколько эпизодов
Как выяснилось, этим преступники не ограничились. Следователи вскрыли несколько более ранних эпизодов, в которых фигурировали более крупные суммы. Так, в ноябре 2014 г. по той же самой схеме подельники похитили 672 тыс. рублей. Эти деньги предназначались на сбор, изучение и анализ данных в отношении объектов, расположенных
в Ханты-Мансийском автономном округе. В сентябре 2014 г. Михайлова и ее компания присвоили самую крупную в своей криминальной одиссее сумму – 1 млн 200 тыс. рублей, выделенных на создание концепции предпроектных проработок по реконструкции Московского президентского кадетского училища им. Петра Нестерова. Работы по договору с институтом должно было выполнить ООО "Авеста", но деньги вновь осели в карманах предприимчивых махинаторов.

Месяцем ранее там же оказались еще 326 тыс. 100 рублей. Эта сумма предназначалась на изготовление печатной рекламной продукции и проведение конференции по градостроительной тематике. По договору с НИИПГрадостроительства некое ООО "Маяк" обязалось выполнить эти работы, но ничего не сделало.

Пятно на репутации
И, наконец, последний случай. По данным УФСБ, в период с 26 февраля по 16 марта 2015 г. на счета ООО "Элегия Инжиниринг" и ООО "Бест Медиа" поступили в общей сложности 676 тыс. 200 рублей. По ранее заключенным договорам эти деньги предназначались на разработку вариантов размещения сетей
инженерно-технического обеспечения. Но их снова обналичили и передали Михайловой. На допросе в УФСБ женщина рассказала, что все деньги она передавала своему
покровителю Кожарскому. "Он – настоящий коммерсант, сразу же понял, что гораздо выгоднее раскаяться и вернуть похищенные 3,6 млн рублей", – отметил следователь по этому делу.

В суде это дело слушалось в особом порядке. Пятнадцатого марта 2016 г. Приморский районный суд Санкт-Петербурга огласил приговор – все фигуранты получили условные сроки: Кожарский – 5 лет, Михайлова – 4 года, Семикова – 3 года, Абрамов – 2 года. Это наказание может показаться не слишком серьезным, однако важно не забывать и о другом: все "герои" нашего повествования получили на своей репутации пятно, смыть которое им будет не так-то просто.

Стоило ли оно тех относительно небольших денег, которые были похищены, тем более что воспользоваться ими злоумышленники так и не смогли?

Закрыть