Климатологи: вулканы Земли влияют на глобальное потепление и похолодание

Изучив долгосрочные климатические изменения на планете, ученые поняли, что всякий раз глобальное потепление вызывалось высокой активностью вулканов, тогда как ледниковым периодам соответствовали периоды и спячки.

Ученые из Техасского университета в Остине назвали вулканическую активность главным фактором глобальных изменений климата на Земле. По их словам, именно это в течение десятков и сотен миллионов лет влияло на периодическую смену теплого климата холодным и обратно.

Свои соображения на этот счет климатологи привели в журнале Science. Изучив долгосрочные климатические изменения, а также геологические факторы, которые могли быть с ними связаны, они пришли к выводу, что глобальному потеплению, которое началось около 720 млн лет назад, сопутствует постепенное масштабное пробуждение вулканов вдоль активных континентальных окраин. Когда вулканические цепи затухали, на Земле становилось заметно холоднее.

Это объясняют тем, что при столкновении литосферных плит магма смешивается с углеродом, который содержится в земной коре. Из-за этого происходит обильное образование углекислого газа, который под давлением выбрасывается в атмосферу Земли, вызывая извержения. Повышение концентрации углекислого газа в атмосфере ведет к глобальному потеплению.

Свое исследование ученые провели, проанализировав около 200 опубликованных работ и своими собственными полевыми наработками в этой области.