Яндекс.Метрика
  • Елена Боброва

Директор театра "Приют комедианта" Виктор Минков: наш зритель не увидит халтуры

Сегодня после масштабного ремонта государственный драматический театр "Приют комедианта" вновь откроет двери здания на Садовой. Первым спектаклем на обновленной сцене станет комедия "Женитьба Фигаро". Стоит заметить, что обновились не только интерьеры, но и концепция работы театра. Об этом рассказал его директор и художественный руководитель Виктор Минков, который 21 год назад возглавил этот театр.

Сегодня после масштабного ремонта государственный драматический театр "Приют комедианта" вновь откроет двери здания на Садовой. Первым спектаклем на обновленной сцене станет комедия "Женитьба Фигаро". Стоит заметить, что обновились не только интерьеры, но и концепция работы театра. Об этом рассказал его директор и художественный руководитель Виктор Минков, который 21 год назад возглавил этот театр.

"Петербургский дневник": Виктор Михайлович, как вы для себя формулируете – какой театр вы "строите"?

Виктор Минков: "Театр высокой классичес­кой комедии". Это не значит, что мы ориентированы только на Фонвизина, Гоголя, Мольера, Шеридана и вообще на комедиографов всех времен и народов. Нет, речь идет о другом смысле, о том, который вкладывал в понятие "человеческой комедии" Бальзак. И в наших спектак­лях могут быть смех сквозь слезы и слезы сквозь смех.

"Петербургский дневник": Но не ограничиваете ли вы себя? Скажем, даже в стиле "высокой комедии" не поставишь "Макбета".

Виктор Минков: Почему же? Все зависит от режиссера. Сделал же Константин Богомолов у нас, в "Приюте комедианта", шекспировского "Лира" так, что и страшно, трагично, но и очень смешно. Это вообще к разговору о тенденции сегодняшнего театра. Преж­де – да, мы знали, что идем "на комедию", или "на драму", или "на трагедию".

Сегодня все смешалось – жанры, стили. И поэтому у нас появляются такие спектакли, как "Офелия боится воды" в постановке молодого московского режиссера Марфы Горвиц. Жанр спек­такля, премьера которого состоится в следующем сезоне, обозначен таким образом: это будет "интенсивный двухчасовой трагикомичес­кий курс семейной терапии".

"Петербургский дневник": Звучно. Но не сложно ли для неискушенного зрителя?

Виктор Минков: Да почему мы все время говорим про "неискушенного зрителя"? Мы должны делать зрителя искушенным, воспитывать аудиторию – каждый театр свою.

"Петербургский дневник": Каким вы видите своего зрителя?

Виктор Минков: Это те люди, которые не боятся рисковать. Понимаете, идя, например, в театры любимых и уважаемых мною Льва Додина (МДТ – Театр Европы) или Семена Спивака (Молодежный театр на Фонтанке), постоянный зритель в принципе знает, что он там увидит. Но он не может быть так уверен, расположившись в зале "Приюта комедианта". Какого он увидит, скажем, "Гамлета" – классического, пластического, музыкального, "синтетического"? Единственное, в чем наш зритель может быть уверен, – что это не будет халтура, потому что я приглашаю самых лучших, востребованных, интересных, если хотите, "центровых" режиссеров. Причем очень часто именно у нас, в "Приюте комедиантов", они, уже будучи известны в провинции или столице, дебютируют в Петербурге. И, надеюсь, через сезон мы откроем для наших зрителей имя Маттиаса Умпьерроса, восходящей звезды иберо-­американского театра. Это, кстати, будет первое в России приглашение режиссера из Аргентины.

"Петербургский дневник": И вы не боитесь бурной реакции зрителя, который шел на классического "Гамлета", а получил пластические фантазии режиссера "на тему"?

Виктор Минков: Нет, этого я не боюсь. Потому что для меня самое страшное в театре – это равнодушие, когда зритель выходит из зала и уже через 5 минут не помнит, где он только что был. Нет, он должен завтра и послезавтра думать о том, что увидел… Я вспоминаю "Тараса Бульбу", которого 15 лет назад Андрей Жолдак поставил в "Балтийском доме". К концу спектакля я страдал от самого настоящего рвотного рефлекса. Меня просто колбасило. Я пришел к Сергею Григорьевичу Шубу (гендиректор театра-фестиваля "Балтийский дом". – Ред.) и сказал: "Налейте мне водки! Иначе я сейчас убью Жолдака!" Спустя какое?то время я разобрался в причинах такой реакции и оценил: это же высший пилотаж – выбить "сытого" зрителя из зоны комфорта. Иногда такая "шоковая терапия" тоже необходима.

"Петербургский дневник": Вспомнила историю со знаменитым ленинским афоризмом "Искусство должно быть понятным народу", который на самом деле звучал иначе: "Искусство должно быть понято народом". Так вот: ваши спектакли должны быть поняты или понятны?

Виктор Минков: Мне хотелось бы, чтобы наши спектакли были не "от головы", чтобы они прежде всего вызывали огромную эмоцию. При этом спектакли должны быть поняты, ведь мы не играем со зрителем в поддавки, как вы уже могли заметить по нашему репертуару. С одной стороны, он рассчитан на тех, кто любит традиционный театр, и на тех, кому интересен "особый ракурс". Конечно, были бы у меня две площадки, я бы развел репертуар, отдав Малую сцену режиссерам, занимающимся поиском нового сценического языка. И тогда у меня была бы возможность проводить режиссерские лаборатории, давать пространство дебютантам, только вчера окончившим институт.

Существуют два взгляда в отношении начинающих художников – одни говорят, что надо им всемерно помогать, другие уверены, что точки над "i" расставит "естественный отбор", мол, талантливый всегда пробьется. А если он инертен, то что ж…

"Петербургский дневник": А что значит "инертный"? Тот, который не умеет себя предлагать, "продавать"? "Талант сам пробьется", "художник должен быть голодным" – это все расхожие фразы, и больше ничего.

Виктор Минков: Константин Богомолов, например, достаточно инертный человек, но ведь никто не будет со мной спорить, что он безусловно очень одаренный человек. Когда Костя ставил у нас "Лира", за которого его потом номинировали на "Золотую маску", он переживал тяжелое время. Тогда как раз закрыли в Москве его "Турандот". Но дело было даже не в том, что он тогда сидел без работы, а в том, что он не мог выплеснуть то, что бродило внутри него. Это сейчас он может делать все что захочет – он уже в первой "пятерке", а тогда… И вот задача менеджера – почувствовать в человеке этот дар и помочь ему состояться, рискнуть по гамбургскому счету.

Или вот история, ее рассказал в одном недавнем интервью Кирилл Серебренников. Он ставил "Саломею" в Штутгарт­ской опере. В спектакле был момент, который мог вызвать резкую реакцию у определенной части публики. И полиция предложила три варианта: в зале – а) один переодетый полицейский, б) три полицейских, с) десять. Но главное другое – то, что руководство театра ничего не говорило Серебренникову до премьеры. Когда потом Кирилл все узнал, он спросил: "А почему вы мне ничего не сказали?" И он услышал ответ: "Ваше дело как художника делать спектакль так, как чувствуете. А наше дело – обеспечить вам эту возможность". Вот и я хочу обеспечивать возможность тем режиссерам, которых я приглашаю, творить без оглядки на меня как руководителя театра. Если я пригласил, например, Марфу Горвиц, значит, я должен ей доверять.

"Петербургский дневник": Кстати, о Марфе Горвиц, которая делает любопытные спектакли для детей. Например, "Сказки из маминой сумки", в котором сказочные истории рассказываются с помощью самых обычных вещей вроде щеток для волос. Вы не думали о своей детской программе?

Виктор Минков: К сожалению, детские спектакли экономически нерентабельны для нашего театра. У нас ведь зал всего на две сотни человек, и поскольку нет своей труппы ("Приют комедианта" стал первым в России государственным театром без постоянной труппы. – Ред.), работает система приглашенных артис­тов. А делать дорогие билеты на детские спектакли – неправильно. Так что все упирается в пространство.

И все же мы стараемся делать что-то и в таких стесненных условиях. Не считая спектаклей, мы делаем и премию "Прорыв", и фестиваль "Ученики мастера", и международные проекты. Но хотелось бы организовать в "Приюте комедианта" своего рода культурный кластер, даже несмотря на то что на площади 840 м2 не так-то легко развернуться. Чтобы у нас были и кинопоказы, и концерты, и модные дефиле, и онлайн-конференции, еще какие?то любопытные культурные события. Одним словом, чтобы "Приют комедианта" стал театром-клубом.

"Петербургский дневник": Почему вам так важно расширить свою сферу?

Виктор Минков: Да потому, что мне тесно в тех масштабах, в которых я су­ществую. И поэтому я сейчас буду пробивать одну тему. Вы знаете, что в этом году "Петербургский театральный сезон" отметит свое десятилетие. За эти годы театры показали свои спектакли в Израиле, Италии, Грузии, Сербии, Финляндии, Германии, Франции. Этой осенью нас ждет Греция, Афины. Но почему же нет "Российских театральных сезонов"?

"Петербургский дневник": Хотя, казалось бы, тема лежит на поверхности.

Виктор Минков: Да, совершенно очевидно, что это делать необходимо – нам есть что показать миру – и возможно. Причем на центровых, главных театральных площадках – в том же Афинском национальном театре (а вы понимаете, что это такое играть в Греции, на родине европейского ­театра) или на сцене миланского "Пикколо-театра" Джорджо Стрелера. Мир открыт, и этим надо пользоваться.

П. Грязнов сейчас работает над комедией Саймона "Этот пылкий влюбленный". А в сентябре вернется обновленный "Лир" К. Богомолова.

Закрыть