Яндекс.Метрика
  • Олеся Гончарова

"Серый пояс" Петербурга превратят в "золотое кольцо"

Архитекторы разработают концепцию развития "серого пояса" южной части Петербурга. Сегодня это, по сути, депрессивные промышленные территории, которые ждут своего развития. Старт преобразованию промзон в Петербурге решено было дать с конкурса на концепцию развития "серого пояса" на юге города.

Архитекторы разработают концепцию развития "серого пояса" южной части Петербурга. Сегодня это, по сути, депрессивные промышленные территории, которые ждут своего развития.

"Серый пояс" Петербурга сформировался в XIX-XX вв., когда наш город, как и другие крупные города в России, активно рос и становился средоточием новых производств и рабочей силы. В Петербурге новые предприятия и сопутствующее жилье для рабочих появлялись преимущественно вдоль рек и каналов, опоясав исторический центр. Отсюда и получили свое название эти промышленные территории – "серый пояс". Сегодня они представляют собой некую "лакуну" между центром, где находится до половины всех рабочих мест, и спальными районами, где сложнее найти точки приложения труда рядом с домом и не так много возможностей занимательно провести досуг.

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко еще 3 года назад четко обозначил позицию города относительно будущего промышленных зон: "каменным лесом" – многоэтажными жилыми массивами исторический центр окружен не будет, как бы ни была соблазнительна эта идея для девелоперов.

Тем не менее проблема развития "серого пояса" есть – в эти территории однозначно нужно вдохнуть новую жизнь. Но подходить к этому нужно комплексно – с учетом охранного законодательства, равномерного распределения жилой, коммерческой застройки и рекреационных зон.

Старт преобразованию промзон в Петербурге решено было дать с конкурса на концепцию развития "серого пояса" на юге города (около 4 тыс. га в границах от реки Екатерингофки на западе и до реки Невы на востоке и от Обвод­ного канала на севере до жилых кварталов на юге).

Участникам конкурса – девяти архитектурным студиям и мастерским до конца сентября этого года предстоит разработать общую концепцию развития этой территории в целом и более детально – пилотных территорий внутри этой зоны, которые распределялись по жеребьевке.

Всего таких пилотных территорий три: "Екатерингоф", "Волковская" и "Французский ковш" (см. инфо­графику). Общая площадь каждой из них – около 100 га.

В итоге жеребьевки пилотные зоны были распределены следующим образом. Концепцией развития "Волковской" займутся петербургское архитектурное бюро "Студия 44", голландское архитектурное бюро MLA+ и финское – Helin&Co Architects.

"Французский ковш" достался петербургскому архитектурному бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры", норвежской Transborder Studio и консорциуму трех архитектурных мастерских: "Евгений Герасимов и партнеры", SPeeCH и nps tchoban voss (Петербург – Москва – Берлин).

Территория "Екатерингоф" досталась москвичам – архитектурным бюро "Рождественка" и "Яузапроект" и ТПО "Резерв".

Итоги конкурса подведут 30 сентября – у архитекторов есть в запасе 4 месяца на разработку концепций. Участники получат за свои мастер-планы по 500 тыс. рублей.

Как отметил председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев, конкурс на концепцию развития "серого пояса" на юге города – это только начало масштабной работы. В дальнейшем на его основе могут быть выработаны механизмы развития промзон в целом, а "серый пояс" окольцовывает Петербург по всему периметру. Хотя в основном он находится в южной части города.

При разработке концепций архитекторам было предложено взять следующий баланс территории в целом: 30% должны занимать рекреационные зоны, еще 30% – производственные и коммерческие, а 40% должно приходиться на жилую застройку и объекты социальной инфраструктуры.

Исторически костяком южной промзоны был Обвод­ный канал, который задумывался как своеобразная граница города, выполнявшая таможенную и защитную функции. В середине XIX в. здесь началось активное промышленное строительство – кроме всего прочего, по каналу было удобно переправлять сырье, необходимое для производств.

Каждая из пилотных зон внутри южного "серого пояса", предлагаемая к детальной проработке, интересна по-своему.

Так, территория "Французский ковш" названа в честь водоема, появившегося в истоке Обводного канала из Невы в середине XIX в. для стоянки судов. Как отмечают в Комитете по градостроительству и архитектуре, здесь практически нет зеленых насаждений, застройка сочетается с пустырями. Однако на другом берегу, напротив, расположена Свято-Троицкая Александро-Нев­ская лавра, что открывает большие градостроительные перспективы. Тем более что у этой территории есть выход к Неве.

Или, например, в пилотной зоне "Екатерингоф" расположено много характерных памятников конструктивизма: первые дома для рабочих, первый дворец культуры, фабрика-кухня и т.д. Так, на наб. Обводного канала на углу с Лифляндским пр. находится комплекс домов для работников ГСК "Красный треугольник". Здание было возведено по проекту архитектора Константина Топуридзе в 1934 г.

Исторической и градостроительной фактуры для работы у архитекторов более чем достаточно как по конкретным пилотным зонам, так и по "серому поясу" в целом.

Стоит отметить, что в южной "серой" части Петербурга реализуется не так много проектов редевелопмента (перепрофилирования, реконструкции объектов), как, например, на Петроградской стороне или где-нибудь вдоль Выборгской наб. (см. инфографику). Это объяснимо: жилье на набережной на месте бывшей промзоны или бизнес-центр в исторической части города – проекты явно доходные.

"Если брать основные проекты редевелопмента, которые были за последние 10-15 лет возведены в "сером поясе" Петербурга, то видно, что основная их часть – жилье", – комментирует Николай Пашков, генеральный директор консалтингового агентства Knight Frank.

По оценкам эксперта, общая площадь реализованных в "сером поясе" жилых проектов составляет более 5 млн м2, общая площадь улучшений под деловую застройку – 600 тыс. м2.

Проекты редевелопмента под торговые объекты единичны.

Закрыть