"Серый пояс" Петербурга превратят в "золотое кольцо"
Архитекторы разработают концепцию развития "серого пояса" южной части Петербурга. Сегодня это, по сути, депрессивные промышленные территории, которые ждут своего развития.
"Серый пояс" Петербурга сформировался в XIX-XX вв., когда наш город, как и другие крупные города в России, активно рос и становился средоточием новых производств и рабочей силы. В Петербурге новые предприятия и сопутствующее жилье для рабочих появлялись преимущественно вдоль рек и каналов, опоясав исторический центр. Отсюда и получили свое название эти промышленные территории – "серый пояс". Сегодня они представляют собой некую "лакуну" между центром, где находится до половины всех рабочих мест, и спальными районами, где сложнее найти точки приложения труда рядом с домом и не так много возможностей занимательно провести досуг.
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко еще 3 года назад четко обозначил позицию города относительно будущего промышленных зон: "каменным лесом" – многоэтажными жилыми массивами исторический центр окружен не будет, как бы ни была соблазнительна эта идея для девелоперов.
Тем не менее проблема развития "серого пояса" есть – в эти территории однозначно нужно вдохнуть новую жизнь. Но подходить к этому нужно комплексно – с учетом охранного законодательства, равномерного распределения жилой, коммерческой застройки и рекреационных зон.
Старт преобразованию промзон в Петербурге решено было дать с конкурса на концепцию развития "серого пояса" на юге города (около 4 тыс. га в границах от реки Екатерингофки на западе и до реки Невы на востоке и от Обводного канала на севере до жилых кварталов на юге).
Участникам конкурса – девяти архитектурным студиям и мастерским до конца сентября этого года предстоит разработать общую концепцию развития этой территории в целом и более детально – пилотных территорий внутри этой зоны, которые распределялись по жеребьевке.
Всего таких пилотных территорий три: "Екатерингоф", "Волковская" и "Французский ковш" (см. инфографику). Общая площадь каждой из них – около 100 га.
В итоге жеребьевки пилотные зоны были распределены следующим образом. Концепцией развития "Волковской" займутся петербургское архитектурное бюро "Студия 44", голландское архитектурное бюро MLA+ и финское – Helin&Co Architects.
"Французский ковш" достался петербургскому архитектурному бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры", норвежской Transborder Studio и консорциуму трех архитектурных мастерских: "Евгений Герасимов и партнеры", SPeeCH и nps tchoban voss (Петербург – Москва – Берлин).
Территория "Екатерингоф" досталась москвичам – архитектурным бюро "Рождественка" и "Яузапроект" и ТПО "Резерв".
Итоги конкурса подведут 30 сентября – у архитекторов есть в запасе 4 месяца на разработку концепций. Участники получат за свои мастер-планы по 500 тыс. рублей.
Как отметил председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев, конкурс на концепцию развития "серого пояса" на юге города – это только начало масштабной работы. В дальнейшем на его основе могут быть выработаны механизмы развития промзон в целом, а "серый пояс" окольцовывает Петербург по всему периметру. Хотя в основном он находится в южной части города.
При разработке концепций архитекторам было предложено взять следующий баланс территории в целом: 30% должны занимать рекреационные зоны, еще 30% – производственные и коммерческие, а 40% должно приходиться на жилую застройку и объекты социальной инфраструктуры.
Исторически костяком южной промзоны был Обводный канал, который задумывался как своеобразная граница города, выполнявшая таможенную и защитную функции. В середине XIX в. здесь началось активное промышленное строительство – кроме всего прочего, по каналу было удобно переправлять сырье, необходимое для производств.
Каждая из пилотных зон внутри южного "серого пояса", предлагаемая к детальной проработке, интересна по-своему.
Так, территория "Французский ковш" названа в честь водоема, появившегося в истоке Обводного канала из Невы в середине XIX в. для стоянки судов. Как отмечают в Комитете по градостроительству и архитектуре, здесь практически нет зеленых насаждений, застройка сочетается с пустырями. Однако на другом берегу, напротив, расположена Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, что открывает большие градостроительные перспективы. Тем более что у этой территории есть выход к Неве.
Или, например, в пилотной зоне "Екатерингоф" расположено много характерных памятников конструктивизма: первые дома для рабочих, первый дворец культуры, фабрика-кухня и т.д. Так, на наб. Обводного канала на углу с Лифляндским пр. находится комплекс домов для работников ГСК "Красный треугольник". Здание было возведено по проекту архитектора Константина Топуридзе в 1934 г.
Исторической и градостроительной фактуры для работы у архитекторов более чем достаточно как по конкретным пилотным зонам, так и по "серому поясу" в целом.
Стоит отметить, что в южной "серой" части Петербурга реализуется не так много проектов редевелопмента (перепрофилирования, реконструкции объектов), как, например, на Петроградской стороне или где-нибудь вдоль Выборгской наб. (см. инфографику). Это объяснимо: жилье на набережной на месте бывшей промзоны или бизнес-центр в исторической части города – проекты явно доходные.
"Если брать основные проекты редевелопмента, которые были за последние 10-15 лет возведены в "сером поясе" Петербурга, то видно, что основная их часть – жилье", – комментирует Николай Пашков, генеральный директор консалтингового агентства Knight Frank.
По оценкам эксперта, общая площадь реализованных в "сером поясе" жилых проектов составляет более 5 млн м2, общая площадь улучшений под деловую застройку – 600 тыс. м2.
Проекты редевелопмента под торговые объекты единичны.