Яндекс.Метрика
  • Анна Муравьева

Оптимизм на 6 миллионов: как будут рожать в Петербурге

Как будет изменяться демография и численность жителей Петербурга в ближайшие десятилетия? Используя разные подходы и формулы при расчетах, ученые делают примерно одинаковые прогнозы. О них речь шла на круглом столе, посвященном развитию города в контексте разработки генерального плана Северной столицы.

Как будет изменяться демография и численность жителей Петербурга в ближайшие десятилетия? Используя разные подходы и формулы при расчетах, ученые делают примерно одинаковые прогнозы. О них речь шла на круглом столе, посвященном развитию города в контексте разработки генерального плана Северной столицы.

Мигрантские корни

Санкт-Петербургу повезло. Наблюдение за демографической ситуацией в городе ведется с 19 века, и эта статистика дает исследователям возможность по методу аналогии объяснять многое, что происходит в этой сфере в Петербурге 21 века.

«Традиционно население Петербурга формировалось за счет миграции. И негативные изменения в миграционном движении приводили к уменьшению численности города», – отметила Наталия Чистякова, старший научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН. По ее прогнозам, естественный прирост населения, который фиксируется в последние годы, сменится убылью. Также стабилизируется и аномальное повышение миграционного прироста, который Петербург наблюдал не так давно.

Правда, специалисты подчеркивают, что этот всплеск стал возможен в связи с изменением учета миграции, когда «тайное стало явным».

Однако снижение численности молодого поколения, которое фиксирует статистика, будет компенсироваться за счет приезжих. «Но в российских регионах ресурсы для миграции ограничены. Так как такая возрастная структура характерная для всей страны. Например, Ленобласть имеет минимальные возможности для собственного воспроизводства населения. Возможности привлечь людей молодых возрастов в Петербург будущем минимальны», - считает Наталья Чистякова. Остаются бывшие союзные республики, в первую очередь, Казахстан, Узбекистан, Украина.

Оптимизм на шесть миллионов

Самый радужный сценарий Института проблем региональной экономики РАН предполагает, что численность проживающих в Петербурге в 2030 году достигнет 6 млн человек.

Более сдержанный прогноз показывает, что к 2031 году Петербург будет насчитывать 5,6 млн человек. «Естественный прирост сменится естественной убылью. 2026 год станет переломным: численность трудоспособного населения резко снизится за счет того, что рождаемость детей за это время будет снижаться», – озвучила свой прогноз Наталия Чистякова.

Кто рожает?

Основная фигура статистики рождаемости сейчас - женщина в районе 30 лет. Именно 30‑летние, а точнее в возрасте от 25 до 35 лет, рожают чаще. При этом процент испытавших радость материнства в более старших или младших возрастных группах стабильно на более низком уровне.

Сейчас по показателям рождаемости Петербург подтянулся к уровню 1988 года – времени беби-бума. «Эффективная демографическая политика, которая проводилась в 80-е годы и отмечается сейчас, приводит к тому, что рождаются запланированные дети следующей очередности. Но если мы будем ослаблять деятельность в этом направлении, то мы вернемся к провальным в плане рождаемости 90-м и 2000-м годам», - полагает Наталия Чистякова.

Такие же тенденции отмечают и в Государственном экономическом университете.

Такое перераспределение возрастов женщин обеспечивает устойчивое развитие, полагает Ирина Елисеева, доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Статистика и эконометрика» СПбГЭУ. Она отмечает активную динамику рождения вторых детей в семьях петербуржцев. «Это 20% в общем числе родившихся. И их доля растет. На снижение рождаемости повлияли разговоры об отмене материнского капитала. Женщины дрогнули, и мы наблюдаем небольшое снижение рождаемости вторых детей в 2015 году», - отметила она.

По сценарию

Эти наблюдения стали основой для 27 вариантов развития Санкт-Петербурга.

Как рассказала Вера Кипяткова, научный сотрудник Санкт-Петербургского экономико-математического института РАН (СПб ЭМИ РАН), в ходе работы в расчет брались различные коэффициенты рождаемости, продолжительности жизни и количественные показатели миграции.

«Если и рождаемость, и миграция остаются на нынешнем уровне, то численность населения СПб в перспективе останется прежней или немного уменьшится», – отметила она. Предположения коллег о самом оптимистичном развитии событий в СПб ЭМИ РАН подтвердили расчетами. Петербург сможет похвастаться шестимиллонным жителем в случае очень высокого уровня рождаемости, миграции на текущем уровне и шведской продолжительности жизни (это 80,4 год у мужчин, 84,5 – у женщин).

Но при всех вариантах расчетов исследователи наблюдают повышение доли людей старше 60.

Где ночуют петербуржцы?

Однако в основу разработки генплана должны быть заложены и данные по расселению (проживанию) людей в районах города, считает Сергей Иванов, доктор экономических наук, заведующий лабораторией проблем развития социально и экономического пространства и воспроизводства трудовых ресурсов региона ИПРЭ РАН.

«Все генпланы Петербурга прошлых лет учитывали, в основном, данные регистрации петербуржцев и приезжих, имеющиеся в паспортных столах, УФМС и пр. И 20‑30 лет назад эти сведения были близки к действительности, но сейчас они могут быть весьма далеки от реальности, – отметил он. – Многие зарегистрированы по одному адресу, а фактически проживают по другому. Некоторые владеют несколькими квартирами».

Одним из источников сведений о реальном расселении горожан является оценка движения населения в выходные и будние дни в разных точках города с помощью данных операторов мобильной связи. Однако эта информация закрытая – и в этом проблема для исследователей. Но в доступе - та информация, которую пользователи сами размещают в Интернете. Это могут быть фото со смартфонов с сервисом геолокации. В целом же необходим комплексный подход. «Чтобы производить зонирование территории, планировать размещение объектов, рассчитывать транспортные потоки, нужно опираться на информацию УФМС, паспортных столов, данные валидаторов метро и наземного общественного транспорта и т. д.», – считает Сергей Иванов.

Закрыть