Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Судостроители рассказали в Петербурге о перспективах ВМФ

Сегодня в Петербурге состоялся торжественный пленум Центрального правления Российского научно-технического общества (НТО) судостроителей им. Академика А.Н.Крылова в часть 150-летия организации. Судостроители рассказали о современном состоянии и перспективах развития отрасли.

Сегодня в Петербурге состоялся торжественный пленум Центрального правления Российского научно-технического общества (НТО) судостроителей им. академика А.Н. Крылова в часть 150-летия организации. Судостроители рассказали о современном состоянии и перспективах развития отрасли.

"Наша деятельность идет не только внутри НТО, мы активно сотрудничаем с такими организациями, как ассоциация судостроительных предприятий Санкт-Петербурга, городские организации, под руководством которых мы работаем, мы признательны губернатору города за поддержку. У нас налажены крепки связи с высшими учебными заведениями и академией наук. Таким образом, мы сегодня чувствуем актуальные влияния времени и постараемся на нашем пленуме осветить наиболее важные аспекты современного судостроения и пути его дальнейшего развития", – сказал Владимир Александров, президент НТО судостроителей им. академика А.Н. Крылова, Герой России.

Научно-техническое общество на протяжении всей истории своего существования занималось поиском новых знаний и технологий в области судостроения. Большой вклад организация внесла в распространение передовых технологий отрасли, в рамках регулярно проводимых научно-технических сессий, семинаров, конференций, а также активной издательской деятельности. 

Ключевая стихия

Океан всегда играл важнейшую роль в хозяйственной деятельности человека. В конце ХХ и особенно начале XXI века эта область действия претерпела существенные изменения. Причинами послужили коренные изменения международной обстановки в области военно-морской деятельности, возрастание экономической, хозяйственной и военно-стратегической роли Мирового океана в развитии человеческой цивилизации.

По данным исследователей Военно-морской академии, более 75% населения Земли и потенциала мировой экономики сосредоточены вдоль материковой прибрежной черты. Вследствие этого современная человеческая цивилизация вполне может быть названа прибрежной. 

В своем докладе "Современное военное кораблестроение и перспективы его развития в XXI веке" врио начальника НИИ (кораблестроения и вооружения ВМФ) ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" Андрей Землянов рассказал о перспективах развития военно-морского флота. 

"Россия имеет почти 40 тыс. км береговой черты и около 100 тыс. км внутренних водных путей. Значительная доля внешней торговли обслуживается морским транспортом. До 25% мировых запасов углеводородного сырья расположено на российском шельфе. Поэтому военное судостроение в значительной мере определяло и всегда будет определять национальную безопасность страны во всех сферах морской деятельности. В том числе оборонной, транспортной, продовольственной, энергетической и т.д.", – подчеркнул Андрей Землянов.

Он рассказал, что до недавнего времени государственная политика в области судостроения ограничивалась рядом мер, призванных лишь обеспечить функционирование отрасли. В определенной степени сохранялась специализация предприятий по производству продукции подводного и надводного кораблестроения. Освоение и внедрение новых технологий осуществлялось по традиции, сначала на военных судах, а затем частично на гражданских. При этом в последние годы ситуация начала меняться в лучшую сторону. Большинство предприятий отрасли перешли на смешанный принцип работы. При этом внедрение инновационных технологий стало осуществляться и из гражданского частного сектора в область военного кораблестроения. 

За последние несколько лет российским судостроителям удалось значительно сократить отставание в научно-техническом развитии от ведущих морских держав, таких как США и Китай. Однако пока у нас производится всего 0,6% от объема мирового гражданского судостроения (21-е место в мире).  При этом в военной области Россия имеет 12% (2-е место после США). 

Угрозы и тенденции

Говоря о потенциальных угрозах, докладчик отметил усиление политического и экономического давления на РФ; рост напряженности в Арктике в связи с взаимными территориальными претензиями на морском шельфе; возможность возникновения вооруженных конфликтов, локальных войн инициированных террористическими организациями; усиление военного давления со стороны стран НАТО и их сателлитов на приграничных с Россией территориях.

По словам Андрея Землянова, в современном российском судостроении сформировались и будут развиваться в дальнейшем сразу несколько процессов революционного характера. Внедрение инновационных технологий стало прочным фундаментом для освоения ВМФ космического и информационного пространств. Распространение влияния ВМФ на космическое пространство, может быть, возможно за счет оснащения флота высокоточными крылатыми ракетами нового поколения. Расширение применения роботизированных боевых систем. Новые тенденции в военном искусстве ставят в приоритет эффективность взаимодействия боевых систем и сил. 

"Одним из ключевых моментов станет замена массовости скоростью и высокой эффективностью", – отметил докладчик. 

Баланс интересов

Непрерывное внедрение новых технологий на протяжении всего жизненного цикла кораблей стимулируется постоянным прогнозированием целей и задач флота, изменением характера будущих операций.  

В своем исследовании Андрей Землянов указал на ряд ключевых тенденций современной морской политики: отказ от стратегии полномасштабной войны и готовность США и их союзников к многочисленным разнохарактерным локальным конфликтам; выход в группу лидеров по кораблестроению: Китая, Индии и Бразилии; повышение роли флота в контроле прибрежных экономических зон и возможность поражения различных наземных целей. Стратегическое сдерживание даже без применения ядерного оружия приобретает все большее значение; разработка специализированной морской техники для добычи и транспортировки полезных ресурсов с арктического шельфа.  

Кроме того, исследователь отметил, что для компенсации удорожания современных кораблей ввиду сложности их технологического производства, вероятно, будет применяться модульное строительство. 

В современных условиях общий цикл становления нового поколения кораблей складывается из научных исследований, разработки проекта (7-10 лет); опытно-конструкторских работ (10-15 лет); этапа серийного строительства (12-15 лет). Эксплуатация одного поколения корабельного состава составляет 25-30 и более лет. 

"Параллельно должна создаваться база материального обслуживания новых кораблей и обучения квалифицированных кадров. На сегодняшний день требуются смелые решения, чтобы иметь возможность предвосхитить возможные угрозы в будущем", – сказал  Андрей Землянов.

Справка

Общероссийское общественное объединение "Российское научно-техническое общество судостроителей им. академика А.Н. Крылова" ведет отсчет своей 150-летней истории от 22 апреля 1866 г., когда император Александр II подписал Устав вновь организуемого Русского технического общества. Общество было призвано аккумулировать и развивать передовой научно-технический опыт в сфере судостроения. 

Общероссийская общественная организация "Российское научно-техническое общество судостроителей им. академика А.Н. Крылова" образовано в 2001 г. НТО является преемником:

– Всесоюзного научно-технического общества судостроения им. академика А.Н. Крылова (с 04.10.1963 по 2001);

– Всесоюзного научно-технического общества судостроительной промышленности (с 25.06.1955 по 04.10.1963);

– Всесоюзного научного инженерно-технического общества судостроения (с 01.06.1932 по 25.06.1955);

– Союза морских инженеров (с 26.04.1915 по 03.03.1918);

– Общества Морских инженеров (с 14.03.1896 по 16.11.1914);

– Отдела Военного и Морского Русского технического общества (с 10.02.1904 по 26.03.1913);

– Отдела кораблестроения, морской техники, артиллерии и оружейного производства Русского технического общества (с 27.05.1866).

В настоящее время в составе общества 28 научных секций, два комитета и восемь региональных отделений.

Закрыть