Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

Бизнесмен Евгений Пригожин добивается в суде интернет-забвения

Бизнесмен Евгений Пригожин первым в Петербурге открыл судебную практику дел о так называемом праве на забвение, стремясь принудить крупные интернет-поисковики «вымарать» ссылки на статьи о себе.

Бизнесмен Евгений Пригожин первым в Петербурге открыл судебную практику дел о так называемом праве на забвение, стремясь принудить крупные интернет-поисковики «вымарать» ссылки на статьи о себе.

Принятые в 2015 г. изменения в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и две статьи Гражданского процессуального кодекса РФ, которые стали неофициально именовать «законом о праве на забвение», вступили в силу 1 января 2016 г.

С этого дня каждый россиянин, обнаруживший в результатах поиска ссылки на информацию, которую он считает недостоверной, неактуальной или противоречащей законодательству РФ, вправе обратиться в администрацию интернет-поисковика и потребовать удаления этих ссылок.

Ресторатор-миллиардер

При отказе ресурса убрать ссылки добровольно можно обратиться в суд, что и сделал Евгений Пригожин.

Он начал свой бизнес еще в 1990 г. с продажи хот-догов и открытия круглосуточных магазинов. Спустя 5 лет Пригожин стал ресторатором, открыв первый в Петербурге элитный ресторан «Старая таможня». Затем появились «Русский китч», «Русский ампир», «Глянец» и другие фешенебельные заведения.

Параллельно бизнесмен осваивал кейтеринговое направление. Очень скоро корпорация «Конкорд» начала обслуживать приемы на самых крупных и важных мероприятиях, проводимых в Петербурге. Помогало этому и личное знакомство бизнесмена с первыми лицами страны.

Структуры господина Пригожина получали многомиллиардные контракты на поставку питания в школы и армейские части. Сейчас в его активах также значатся известные магазин купцов Елисеевых и Музей шоколада.

Но помимо взлетов были и падения. Так, сеть ресторанов быстрого питания «Блин Дональдс» была свернута после открытия половины из планировавшегося числа заведений.

По оценке СМИ, состояние Евгения Пригожина в прошлом году оценивалось в 6,4 млрд рублей.

Пачка исков

Желание бизнесмена «переписать» собственную интернет-биографию вполне понятно. Для этого достаточно вбить его имя и фамилию в строку поиска.

Недавно имя Евгения Пригожина вновь всплыло в СМИ в связи со скандальным задержанием кортежа, который использовал спецсигналы и не остановился по требованию сотрудников ГИБДД, а затем пытался уйти от погони. Как писали СМИ, полицейским даже пришлось вызывать на подмогу спецназ ФСБ.

Количество поданных бизнесменом в Куйбышевский районный суд исков в настоящее время приближается к двум десяткам. Первый был подан еще в середине марта. Последний – накануне предварительного заседания по пакету ранее направленных заявлений.

В числе ответчиков фигурируют интернет-поисковики Google, «Яндекс» и «Мейл.Ру». Производство по двум искам к последнему было прекращено на предварительном слушании. Однако 30 мая Евгений Пригожин вновь направил иск против «Мейл.Ру», правда, уже по ст. 150 ГК РФ, касающейся защиты нематериальных благ – достоинства личности, чести и доброго имени, деловой репутации и т. д.

Иски к «Яндексу» были объединены судьей Марией Васильевой в одно дело, рассмотрение которого по существу назначено на начало июля.

Первые ласточки

Некоторым стремящимся к «интернет-забвению» поисковики идут навстречу в досудебном порядке. Так, одним из первых среди известных персон своим «правом на забвение» воспользовался бизнесмен Сергей Михайлов, которого некоторые СМИ называли причастным к Солнцевской преступной группировке. Сейчас, если набрать в строке поиска «Яндекса» указание на его данные, в анонсе, предваряющем результаты, появляется надпись: «Часть результатов поиска скрыта в соответствии с федеральным законом от 13.07.2015 № 264‑ФЗ».

Судебная практика же только начинается. Например, в столичных судах, согласно порталу «ГАС Правосудие», рассматривается лишь один иск к тому же «Яндексу», направленный врачом-неврологом из Самары. Он требует удалить ссылки на свои личные данные, а также информацию о занятии предпринимательской деятельностью, которую называет неактуальной, то есть устаревшей.

Процент отказов

Между тем статистика, которую приводят интернет-поисковики, показывает, что количество стремящихся к «забвению» довольно велико.

Так, по итогам первого квартала компания Google получила свыше 1,5 тыс. запросов на удаление более 6,4 тыс. URL-адресов из результатов поиска. В «Яндекс» за тот же период обратились 1348 человек, потребовавших удаления более 3,6 тыс. ссылок.

«Из всех обработанных обращений мы полностью удовлетворили 27 %, еще 9 % – частично. Высокая доля отказов связана с тем, что зачастую «Яндекс» не может проверить, достоверна информация или нет, нарушает ее распространение чьи‑то права или какие‑либо законы. Мы предупреждали об этом еще на стадии обсуждения законопроекта: закон закрепляет за поисковиками не свойственные им функции судов или правоприменительных органов», – поясняют в компании «Яндекс». И уверяют: если будет соответствующее решение суда – компания его исполнит.

Однако далеко не все даже известные люди готовы воспользоваться своим «правом на забвение».

«Было дело, писали обо мне какую‑то ерунду, но по мелочи. Видимо, не «желтый» я человек», – признался композитор Олег Кваша, автор хитов «Зеленоглазое такси» и «Санкт-Петербург – гордая белая птица».

А вот депутат Законодательного собрания СПб Виталий Милонов относится к неприятным публикациям о себе с христианским смирением.

«Даже Спасителя ложно обвиняли в том, что он хочет поджечь Иерусалимский храм, но он не роптал. Так что и мне как христианину остается лишь молиться за своих обидчиков», – сказал депутат, пояснив, что пока требовать «забвения» не намерен.

По закону поисковик может удалить лишь ссылки на конкретные страницы. При этом нежелательная информация останется в Сети, но найти ее можно будет, лишь зная конкретный адрес. Также закон не распространяется на внутренний поиск по соцсетям. Отказ от исполнения решения суда карается штрафом до 1 млн рублей.

По данным «Яндекса», 51% обращений касается ссылок на достоверную, но неактуальную информацию, 30 % – на недостоверную и 19 % – на информацию, распространяемую с нарушением закона.

Закрыть