Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

В Петербурге решали, как обеспечить вузам академическое превосходство

В рамках I Международной конференции по инициативам академического превосходства специалисты в области образования обменялись практиками и идеями повышения конкурентоспособности российских ВУЗов на одной из площадок Университета ИТМО, входящего в программу 5-100.

В рамках I Международной конференции по инициативам академического превосходства специалисты в области образования обменялись практиками и идеями повышения конкурентоспособности российских вузов на одной из площадок Университета ИТМО, входящего в программу 5-100.

В 1724 году по указу Петра I была основана Академия наук, положившая начало формирования отечественной науки. Поэтому нет ничего удивительного, что ведущие российские ученые встретились со своими коллегами из 11 стран для обсуждения дальнейшей реализации проекта 5-100 именно в Северной столице. 

"Для обеспечения академического превосходства необходима не только регулярная финансовая поддержка, но и пересмотр самих тактик научной деятельности и управления высшими учебными заведениями", - уверен Jamil Salmi, ведущий международный эксперт в области высшего образования.

По его словам, существует три способа организации университета, который может иметь шанс стать сильным игроком в сфере современной международной науки: создание университета с нуля; глобальный апгрейд существующей системы; слияние нескольких вузов.

Все три подхода успешно применяются в России. Важным моментом развития любого учебного заведения является системное финансирование. На данный момент наиболее эффективным способом поддержки остается государственное финансирование. Хотя есть и другие возможности. Так, во Франции существует специализированный фонд, а в Южной Корее и на Тайване университеты финансируются частными компаниями. 

Скептики стратегии выделения лучших вузов утверждают, что подобная политика может привести к ухудшению уровня образования в обычных, "не ведущих" университетах, что негативно скажется на образовании в общем по стране. 

"Если мы возьмем российские индикаторы эффективности вузов и сравним их с международными, то увидим что они пересекаются в 60% случаев. Сказать, что международные рейтинги ограничивают наши вузы, нельзя. Конечно, у нас есть темы, связанные с обороноспособностью, отражающие нашу специфику, но инициатива 5-100 никак не ограничивает остальные российские вузы. Скорее она дает возможность университетам проявить себя", - подчеркнул Андрей Волков, заместитель председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации.

На двухдневной конференции будут выработаны  рекомендации по дальнейшему развитию российских вузов. Также в числе тем обсуждения: наиболее успешные практики организации и реализации инициатив академического превосходства в развитых странах; возможные инструменты для оценки эффективности программ повышения конкурентоспособности научно-образовательных центров на мировом уровне (в том числе рейтинги); механизмы принятия решений по распределению средств между вузами, ротации участников и многое другое. 

Справка

Проект 5-100 направлен на повышение конкурентоспособности российских вузов. Его реализация осуществляется в соответствии с положениями Указа президента РФ от 7 мая 2012 г., №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

Цель - развитие в России университетов мирового класса, которые смогут стать лидерами не только на национальном, но и на глобальном уровне. Проект подразумевает интеграцию российских университетов в международное сообщество. 

Запуск Проекта 5-100 стал новым вектором в процессе модернизации российского высшего образования. В числе предыдущих инициатив руководства Российской Федерации, реализованных в последние десятилетия и уже показавших свою эффективность, – создание федеральных университетов и национальных исследовательских университетов.

Планируется, что как минимум пять университетов РФ займут строчки в мировом рейтинге. 

В мае 2013 г. Минобрнауки России объявило открытый конкурс на предоставление господдержки ведущим университетам страны. Заявки на участие подали 54 университета, 36 были допущены к конкурсу. Из них были выбраны 15 победителей.

В 2015 году прошел второй конкурс, по итогам которого к проекту присоединились еще шесть вузов. На данный момент в гонке участвует 21 претендент. 

Направления развития проекта:

Наращивание научно-исследовательского потенциала Приведение состава и качества образовательных программ к уровню лидеров международного образования Интернационализация всех областей деятельности Интеграция образования, предпринимательства и инноваций Переход на международные практики управления Активное продвижение национальной системы высшего образования на ключевых рынках, укрепление авторитета российских университетов в международном сообществе, в том числе улучшение позиций в академических рейтингах. 
Закрыть