Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Конвой PQ-16: их ненавидели фашисты

Героизм экипажа ленинградского транспортного корабля, входившего в арктический конвой PQ-16, вызвал искреннее восхищение у союзников и бешеную ярость у фашистов. Этот рейд считается одним из самых успешных среди всех арктических конвоев.

Героизм экипажа ленинградского транспортного корабля, входившего в арктический конвой PQ-16, вызвал искреннее восхищение у союзников и бешеную ярость у фашистов. Этот рейд считается одним из самых успешных среди всех арктических конвоев.

Арктические конвои из Великобритании и США направлялись в северные порты СССР – Архангельск и Мурманск. На их долю пришлось около четверти всех перевезенных по ленд-лизу грузов. Хоть это и был наиболее быстрый способ доставки необходимых фронту и военной промышленности ресурсов и техники, он же был и самым опасным.

Крепкий и мощный

В 1933 г. со стапелей Северной верфи в Ленинграде сошел крупнотоннажный лесовоз – пароход «Старый большевик». Головной корабль оказался настолько хорош, что затем построили серию из 15 аналогичных судов.

«Эти корабли отличались укрепленной палубой повышенной прочности, поскольку по проекту до трети лесного груза размещалось именно на ней, – рассказывает Игорь Ивановский, директор музея истории судостроительного завода «Северная верфь». – Основным районом плавания пароходов были определены северные моря, поэтому они получили усиленный корпус и ледовые подкрепления. Усиленная конструкция впоследствии сыграла важную роль в борьбе за живучесть героического корабля».

С началом Великой Отечественной войны «Старого большевика» включили в состав арктических конвоев. Чтобы обеспечить защиту корабля от атак вражеской авиации, на нем смонтировали два зенитных орудия и несколько зенитных пулеметов.

Внимание, воздух!

В конце марта 1942 г. «Старый большевик» прибыл в Нью-Йорк, где принял на борт свыше 4 тыс. т боеприпасов и полтора десятка самолетов. В начале мая судно вышло в открытое море и взяло курс на Рейкьявик, где в то время формировалось большинство полярных конвоев.

Поздним вечером 19 мая 1942 г. конвой PQ-16 в составе 35 грузовых судов и 17 эскортных кораблей взял курс на Мурманск. Первые дни прошли спокойно, но уже 25 мая близ острова Ян-Майен конвой подвергся атаке сразу двух десятков бомбардировщиков и торпедоносцев противника.

Низко летя над водой, к кораблям конвоя приближались «Хейнкели-111» с торпедами, чуть выше кружили юнкерсы. На перехват самолетам выдвинулись эсминцы. Открыв огонь по торпедоносцам, они сбросили одновременно несколько управляемых противоторпедных бомб, чтобы если и не уничтожить торпеды, то хотя бы сбить их с курса. Нападение удалось отразить, но дальше атаки следовали одна за одной.

Побег от торпед

Самым тяжелым для PQ-16 стал день 27 мая, и он навсегда изменил судьбу «Старого большевика» и его экипажа. На протяжении нескольких дней во многом благодаря опыту капитана – моряка с двадцатилетним стажем Ивана Афанасьева и рулевого – бывшего военного моряка-балтийца Бориса Аказенка корабль ловкими маневрами избегал вражеских торпед.

«Их стараниями кораблю удалось трижды увернуться от торпед, которые грозили неминуемой гибелью», – говорит Игорь Ивановский.

По его словам, несмотря на умелое маневрирование и плотный огонь корабельной зенитной артиллерии, один из 47 авианалетов на «Старого большевика» увенчался успехом гитлеровцев.

«Советский транспорт одновременно атаковали девять вражеских самолетов. Одному из них удалось сбросить свой страшный груз в полубак судна, прямо за надстройкой. Взрывом убило расчет переднего зенитного орудия, а саму пушку разбило, – продолжает рассказ директор музея. – Взрывной волной задело и капитанский мостик, контузило Ивана Афанасьева. В трюме, где располагался груз боеприпасов, начался пожар, в любой момент мог произойти взрыв страшной силы».

По словам Игоря Ивановского, в этой непростой ситуации Борис Аказенок и первый помощник капитана Константин Петровский выстроили людской конвейер, по которому снаряды вручную переправили из горящего отсека в более безопасное место. Моряки бесстрашно выполняли свой долг перед Родиной, так как понимали, насколько важен их груз для сражающейся страны.

Задание выполнено

Заметив, что на «Старом большевике» разгорается пожар, и хорошо представляя себе характер груза, командование конвоем PQ-16 направило к терпящему бедствие транспорту английский эсминец, который должен был эвакуировать моряков и затопить поврежденное судно.

На это экипаж «Старого большевика ответил одной фразой: «Мы не собираемся хоронить судно». Тогда конвой, отбиваясь от продолжающихся атак немецких самолетов, продолжил движение.

Горящий корабль остался один. Больше 8 часов его экипаж боролся с огнем и победил. С временными заплатками из подручного материала, налепленными на пробоины, транспорт уже на следующие сутки нагнал конвой.


«Увидев, как израненный, с пробоиной в борту, фактически снесенной трубой и обгоревшей палубой лесовоз подходит к ордеру и занимает свое место в нем, командир конвоя приказал поднять на леерах флагманского корабля охранения сигнал «Сделано хорошо». На сдержанном языке морских сигналов это означает восхищение действиями экипажа корабля, которому адресована эта фраза», – поясняет Игорь Ивановский.

В вечерних сумерках 30 мая изуродованный, но непобежденный «Старый большевик» вошел в Кольский залив, где его встретил артиллерийский салют стоявших на рейде кораблей.

47 атак гитлеровской авиации отразил советский транспорт за 6 дней пути движения конвоя PQ-16.

В СССР высоко оценили подвиг моряков. Капитан лесовоза Иван Афанасьев, помполит Константин Петровский и рулевой Борис Аказенок были удостоены звания Героя Советского Союза, орденами и медалями наградили и всех остальных членов экипажа – как живых, так и погибших. Сам «Старый большевик» получил орден Ленина, изображение которого с тех пор украшало флаг корабля.

Закрыть