Обнаружена планета, которой светит три солнца

Астрономы обнаружили на стыке созвездий Скорпиона, Центавра и Волка планету, которая вращается вокруг трех светил одновременно. Находку уже окрестили "Тройным Татуином" - по названию родины Люка Скайуокера из "Звездных Войн".

Как говорится в статье, опубликованной Science, так называемые "татуины" – это планеты, которым светит два солнца. Такие явления - большая редкость. С момента открытия первой такой планеты - а ее нашел телескоп "Кеплер" в 2011 году - было обнаружено всего 10 "татуинов" в восьми звездных системах.

Ученые считают, что такое малое количество связано с несовершенством сегодняшних телескопов, в которые довольно трудно разглядеть необычные планеты. Новое небесное тело удалось заметить из телескопа VLT, который установлен в обсерватории Параналь в Чили, а также с помощью инструмента SPHERE, способного видеть тепловую "тень" планет.

Обнаруженная планета - пока единственная. Год на ней длится 550 земных лет, в течение 225 из которых на небосводе видны сразу три звезды. Две менее ярких из них всегда рядом друг с другом, а третье светило то приближается к ним, то удаляется от них.

В то время, когда звезды расположены вместе, на планете происходят уникальные тройные закаты и рассветы. В других случаях закат одного светила проходит одновременно с восходом другого. В такое время день длится на планете 140 лет, рассказал Кевин Вагнер из университета Аризоны в Тусоне (США).

Вагнера и его коллег интересовали две вещи – периодичность встречи с "татуинами", а также возможность увидеть их напрямую при помощи оптических телескопов: в этом часто сомневаются многие планетологи. В ходе наблюдений примерно за сотней молодых - до 16 миллионов лет - звезд в так называемой ассоциации Sco OB2 астрономы обнаружили крайне необычный ответ на оба вопроса.

Изначально ученые искали звездную систему HD 131399, которая состоит из трех молодых звезд и удаленна от нас на 319 световых лет. Крупнейшая звезда в этой системе почти в два раза тяжелее Солнца; два других светила, чуть меньшие по массе, вращаются вокруг нее на большом расстоянии: оно примерно в 6 раз больше, чем отрезок, разделяющий Плутон и Солнце.

Как раз вокруг большой звезды на удалении в 80 астрономических единиц (за одну единицу принято считать среднее расстояние между Землей и Солнцем) и вращается недавно обнаруженный "тройной татуин" HD 131399Ab. Его масса в три раза больше нашего Юпитера, но жизнь на поверхности планеты или на ее спутниках вряд ли возможна. Дело в том, что из-за свечения сразу трех звезд температура там превышает 850 градусов Кельвина (576 по Цельсию).

Ученые добавляют, что если орбита обнаруженной планеты хоть немного сдвинется в сторону хотя бы от одной из звезд, ее незамедлительно выбросит из системы.

Асторономам пока не до конца понятно, каким образом обнаруженная планета оказалась на столь далекой орбите в этой экстремальной звездной системе. Также пока не решено, как открытие "татуина" может поменять общие представления о планетных системах, существующих во Вселенной.

"С другой стороны, открытие  показывает, что разнообразие "видового состава" планет заметно выше, чем считали многие коллеги. "Татуины" еще слабо изучены, и можно сказать, что их может быть столько же, сколько и планет у одиноких звезд", - заключает Вагнер.

Видео: European Southern Observatory