Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

Обвиняемые в заказном убийстве пенсионерки выступили с последним словом

Более семи часов продолжалось судебное заседание по делу о заказном убийстве петербургской пенсионерки Земмы Габараевой, совершенном в конце декабря 2014 года. Такой хронометраж объясняется тем, что процесс выходит на финишную прямую, и заседание 13 июля было последним перед вынесением присяжными вердикта.

Более семи часов продолжалось судебное заседание по делу о заказном убийстве петербургской пенсионерки Земмы Габараевой, совершенном в конце декабря 2014 года. Такой хронометраж объясняется тем, что процесс выходит на финишную прямую, и заседание 13 июля было последним перед вынесением присяжными вердикта.

Удалили до последнего слова

На скамье подсудимых – двое молодых жителей Владикавказа, друзья детства. Правда, вскоре после начала процесса в "аквариуме" остался лишь один из них – 27-летний племянник погибшей Алан Габараев, которого следствие называет заказчиком убийства.

Второй фигурант, Мендик Кокоев, на одном из начальных заседаний был лишен права присутствовать на слушаниях до выступления с последним словом. Судья Вадим Шидловский, очень сдержанный и интеллигентный человек, был вынужден на это пойти. Все потому, что Кокоев, которого его защита поначалу пыталась представить присяжным как "человека слова", который якобы не мог не исполнить просьбу "друга, почти что брата" убить пожилую женщину, то и дело с криком бросался на перегородку "аквариума", отделяющую его от Габараева, грозил того убить, а потом стал грозить и другим участникам процесса. 

Корыстный момент

Мотивом преступления следствие называет корысть. 58-летняя Земма Габараева, как следует из материалов дела, много лет назад завещала дом в Цхинвале и комнату в 7-комнатной коммуналке в Басковом пер. любимому племяннику, а тот, по выражению гособвинителя, решил "поторопить природу".

В киллеры, как считает следствие, Габараев позвал Мендика Кокоева, пообещав заплатить за убийство "не менее 1,3 млн.рублей". Сам Кокоев на суде заявил о двух миллионах. 

В декабре 2014 г. он якобы купил во Владикавказе у неустановленного лица пистолет Макарова с несколькими патронами, сел вместе с другим своим приятелем, который проходит в качестве свидетеля, в поезд и отправился в Санкт-Петербург убивать тетю своего друга. Свидетелями преступления стали соседи погибшей, которые хорошо запомнили кавказца с весьма запоминающейся внешностью, пришедшего к пенсионерке "в гости". 

Версию с заказом тети племянником выдал следствию Мендик Кокоев после своего задержания. Алан Габараев, оказавшись вскоре на "ночном допросе" в одном из отделов полиции Владикавказа, слово в слово повторил показания Кокоева. Однако как только его этапировали в Петербург, тут же от своих "чистосердечных признаний" отказался, заявив о выбивании их под пытками. Позже уже в суде один из свидетелей, бывший сотрудник органов МВД в Северной Осетии, подтвердил, что на Габараева оказывалось давление.

Плата за трудоустройство

Защита Габараева не отрицала передачи Кокоеву двух миллионов рублей, но с самого начала процесса настойчиво заявляла, что эта сумма была передана на совсем другие цели.

Из слов адвокатов и выступавших в процессе свидетелей следовало, что окончив в 2013 году Академию Генеральной прокуратуры в Петербурге, Габараев, живший во время учебы у тети Земмы, вернулся во Владикавказ и долгое время не мог устроиться на работу по профессии. А Мендик Кокоев, имевший влиятельных родственников, сказал, что может свести с нужными людьми, которые за миллион устроят Габараева в местные структуры ФСБ России. 

Ради сына мать Габараева продала единственную квартиру. Из двух переданных Кокоеву миллионов, как уверяли защита и свидетели, один должен был пойти на решение проблемы трудоустройства, а второй – на покупку квартиры в строящемся доме, с чем якобы тоже обещал помочь друг детства, но в итоге всех кинул.

Непонятное поведение

Как полагает защита Габараева, на убийство Кокоева, возможно, также толкнула корысть. Мендик несколько месяцев жил у "друга детства", был свидетелем всех семейных разговоров и, как уверяет защита, знал, что Земма Габараева продает комнату в Петербурге и собирается ехать с деньгами во Владикавказ. 

У обвинения самым ценным доказательством являются лишь показания Кокоева. Наиболее блеклым выглядел "корыстный мотив". Получалось, что Габараев отдал 2 млн. с продажи единственной квартиры за убийство тети, чтобы получить те же 2 млн. рублей с продажи ее комнаты, которые и так бы ему отошли как наследнику. Дом, как прозвучало в суде, является лишь половиной дома – здание было двухквартирным. К тому же сильно пострадало во время последнего грузино-осетинского конфликта. Наконец, даже этот "дом" был завещан Земмой Габараевой своему племяннику Алану.

"Если рассматривать меня как организатора убийства, то мое поведение как заказчика преступления даже мне самому не понятно. Прозвучала реплика, что убийство и из-за 100 рублей будет иметь корыстный мотив. Но, уважаемый суд, чтобы получить 100 рублей не платят два миллиона!", - пояснял на прениях Габараев.

Неделя до вердикта

На прениях адвокат Кокоева попросил присяжных о снисхождении, защита Габараева – об оправдании. Под занавес заседания в зал ввели Мендика Кокоева. Его последнее слово ограничилось двумя предложениями: "Матушке извинения. Остальное – на ваше усмотрение". Габараев в свою очередь поблагодарил присяжных за их работу и терпение и попросил вынести справедливое, на их взгляд, решение.

20 июля присяжным выдадут вопросный лист, после чего они, посовещавшись, должны будут огласить свой вердикт.

Закрыть