Новости в сети

Loading...

В Русском музее в октябре откроется выставка, посвященная искусству Великого Новгорода эпохи митрополита Макария. Петербуржцы увидят деревянный амвон XVI века. Аналогичных вещей в мире просто не существует. Сейчас над ним работают реставраторы.

Деревянный амвон был перенесен из новгородского Софийского собора в Петербург еще в XIX веке. Сначала он хранился в Санкт-Петербургской академии художеств, где его несколько раз реставрировали. Затем был передан Русскому музею, где он вошел в постоянную экспозицию. Однако из-за ветхости (конструкции насчитывается уже 500 лет) и сложности его сохранения амвон убрали в запасники. Реставраторы занимаются его изучением и восстановлением уже не первый год, и в октябре этого года петербуржцы увидят уникальный объект таким, каким его видели 100 лет назад.

Без единого гвоздя

Как рассказала художник-реставратор сектора реставрации резных икон и деревянной скульптуры Русского музея Жанна Максименко, восстановить амвон таким, каким он был в 1533 г., когда был создан, невозможно. Из более 250 деталей около половины бесследно утрачены. Однако музейщики собрали о нем достаточно информации,  что позволит сделать виртуальную реконструкцию. Посетители музея таким образом смогут сравнить то, каким когда-то этот объект был, и каким дошел до наших дней.

"Мы давно вынашивали идею показать зрителю то, как выглядел этот уникальный памятник сто лет назад. На выставке мы хотим продемонстрировать его оригинальность, то, что осталось", - заметила она.

Памятник уникален своим возрастом, в год его постройки будущему царю Ивану Грозному было всего три года, а также своей конструкцией. Амвон, или специальная кафедра для чтения Священно Писания, как правило, создавался как часть храма. Однако этот объект сделан как самостоятельное архитектурное сооружение. Его высота составляет 2,4 м, длина окружности достигает 7 м, а диаметр около 3 м. В основании его постановлены деревянные фигуры святых, поддерживающих кафедру. Амвон был выполнен из сосны и липы без единого гвоздя. Только два обруча, удерживающих круглую конструкцию, крепились кованными гвоздями.

"Все остальные детали были подогнаны именно так, чтобы амвон можно было собрать и разобрать как конструктор. Все дополнительные крепления появились позже. Памятник неоднократно разбирался, и понятно, что дерево, которому практически 500 лет, усыхает со временем объемные размеры деталей менялись Поэтому дальше при очередной сборке использовали и гвозди", - рассказала реставратор.

Кропотливый труд

Сейчас в небольшой мастерской работают четыре опытных реставратора и несколько волонтеров. Все заняты работой, а предстоит сделать немало. Исторический памятник до сих пор находится в разобранном состоянии: отдельно стоят фигуры святых, рядом церковные купала, в другой части мастерской лежит круглая основа, на которую вся конструкция крепится.

Для студенток Санкт-Петербургского художественного училища им. Н.К. Рериха это не только возможность помочь в восстановлении уникального памятника, но также получить хороший опыт. Как заметила волонтер Алина Лукина, на практике будущим реставраторам, как правило, попадаются вещи XIX-XX веков, и поработать над предметом искусства XVI века  - это настоящая удача.

Волонтеры сейчас заняты расчисткой деталей от позднего покрытия бронзой. Специалистам необходимо добраться до золочения XVI века. Понять, что наконец-то открылся слой, который был положен почти 500 лет назад, можно по цвету. Бронза имеет зеленоватый оттенок, а у золота характерный желтый цвет.

Во время реставрации открывается новые факты, связанные как и с самим памятником, так и с историей в целом. Так, специалисты выяснили, что при декорировании использовалось не только золото, но и серебро, о чем ранее они не догадывались. Реставраторы также обнаружили маркировку деталей древнерусскими буквами. Такие знаки не давали запутаться резчикам при сборке амвона. Однако когда он в собранном состоянии, эти буквы скрыты.

В одной из главок изображения церкви была обнаружена спрятанная записка. Сейчас специалисты спорят, относится она к XVI или XVII веку. Она выполнена на очень качественной французской бумаге с водяными знаками, использованы железо галловые чернила. Записка дошла до наших дней в очень хорошем состоянии, а речь в ней идет о проведении жеребьевки для назначения настоятелей Успенского и Знаменского церквей.

Исследователи убеждены, что при изучении этого памятника древнерусского декоративно-прикладного искусства будут еще открытия. Как отметила старший научный сотрудник отдела Древнерусского искусства Русского музея Ольга Клюканова, споры о работах той эпохи ведутся до сих пор.

"Были предположения, что в появлении скульптуры на амвоне есть какое-то западное влияние. Вообще, когда говорят о древнерусской скульптуре, исследователи расходятся. Есть очень популярное мнение, что Древняя Русь скульптуры не знала, но на самом деле это не так. На Руси была такая скульптура, которая выполнялась как икона не рези. И утверждение, что скульптура на амвоне – это западное влияние, мне кажется, то предупреждение. Конечно, это все свое. Кроме того, иконный принцип не был нарушен при создании амвона", - рассказала старший научный сотрудник. 

2016-07-14T21:40:00+03:00
В Русском музее петербуржцам покажут амвон XVI века

В Русском музее в октябре откроется выставка, посвященная искусству Великого Новгорода эпохи митрополита Макария. Петербуржцы увидят деревянный амвон XVI века. Аналогичных вещей в мире просто не существует. Сейчас над ним работают реставраторы.

Читать далее

Деревянный амвон был перенесен из новгородского Софийского собора в Петербург еще в XIX веке. Сначала он хранился в Санкт-Петербургской академии художеств, где его несколько раз реставрировали. Затем был передан Русскому музею, где он вошел в постоянную экспозицию. Однако из-за ветхости (конструкции насчитывается уже 500 лет) и сложности его сохранения амвон убрали в запасники. Реставраторы занимаются его изучением и восстановлением уже не первый год, и в октябре этого года петербуржцы увидят уникальный объект таким, каким его видели 100 лет назад.

Без единого гвоздя

Как рассказала художник-реставратор сектора реставрации резных икон и деревянной скульптуры Русского музея Жанна Максименко, восстановить амвон таким, каким он был в 1533 г., когда был создан, невозможно. Из более 250 деталей около половины бесследно утрачены. Однако музейщики собрали о нем достаточно информации,  что позволит сделать виртуальную реконструкцию. Посетители музея таким образом смогут сравнить то, каким когда-то этот объект был, и каким дошел до наших дней.

"Мы давно вынашивали идею показать зрителю то, как выглядел этот уникальный памятник сто лет назад. На выставке мы хотим продемонстрировать его оригинальность, то, что осталось", - заметила она.

Памятник уникален своим возрастом, в год его постройки будущему царю Ивану Грозному было всего три года, а также своей конструкцией. Амвон, или специальная кафедра для чтения Священно Писания, как правило, создавался как часть храма. Однако этот объект сделан как самостоятельное архитектурное сооружение. Его высота составляет 2,4 м, длина окружности достигает 7 м, а диаметр около 3 м. В основании его постановлены деревянные фигуры святых, поддерживающих кафедру. Амвон был выполнен из сосны и липы без единого гвоздя. Только два обруча, удерживающих круглую конструкцию, крепились кованными гвоздями.

"Все остальные детали были подогнаны именно так, чтобы амвон можно было собрать и разобрать как конструктор. Все дополнительные крепления появились позже. Памятник неоднократно разбирался, и понятно, что дерево, которому практически 500 лет, усыхает со временем объемные размеры деталей менялись Поэтому дальше при очередной сборке использовали и гвозди", - рассказала реставратор.

Кропотливый труд

Сейчас в небольшой мастерской работают четыре опытных реставратора и несколько волонтеров. Все заняты работой, а предстоит сделать немало. Исторический памятник до сих пор находится в разобранном состоянии: отдельно стоят фигуры святых, рядом церковные купала, в другой части мастерской лежит круглая основа, на которую вся конструкция крепится.

Для студенток Санкт-Петербургского художественного училища им. Н.К. Рериха это не только возможность помочь в восстановлении уникального памятника, но также получить хороший опыт. Как заметила волонтер Алина Лукина, на практике будущим реставраторам, как правило, попадаются вещи XIX-XX веков, и поработать над предметом искусства XVI века  - это настоящая удача.

Волонтеры сейчас заняты расчисткой деталей от позднего покрытия бронзой. Специалистам необходимо добраться до золочения XVI века. Понять, что наконец-то открылся слой, который был положен почти 500 лет назад, можно по цвету. Бронза имеет зеленоватый оттенок, а у золота характерный желтый цвет.

Во время реставрации открывается новые факты, связанные как и с самим памятником, так и с историей в целом. Так, специалисты выяснили, что при декорировании использовалось не только золото, но и серебро, о чем ранее они не догадывались. Реставраторы также обнаружили маркировку деталей древнерусскими буквами. Такие знаки не давали запутаться резчикам при сборке амвона. Однако когда он в собранном состоянии, эти буквы скрыты.

В одной из главок изображения церкви была обнаружена спрятанная записка. Сейчас специалисты спорят, относится она к XVI или XVII веку. Она выполнена на очень качественной французской бумаге с водяными знаками, использованы железо галловые чернила. Записка дошла до наших дней в очень хорошем состоянии, а речь в ней идет о проведении жеребьевки для назначения настоятелей Успенского и Знаменского церквей.

Исследователи убеждены, что при изучении этого памятника древнерусского декоративно-прикладного искусства будут еще открытия. Как отметила старший научный сотрудник отдела Древнерусского искусства Русского музея Ольга Клюканова, споры о работах той эпохи ведутся до сих пор.

"Были предположения, что в появлении скульптуры на амвоне есть какое-то западное влияние. Вообще, когда говорят о древнерусской скульптуре, исследователи расходятся. Есть очень популярное мнение, что Древняя Русь скульптуры не знала, но на самом деле это не так. На Руси была такая скульптура, которая выполнялась как икона не рези. И утверждение, что скульптура на амвоне – это западное влияние, мне кажется, то предупреждение. Конечно, это все свое. Кроме того, иконный принцип не был нарушен при создании амвона", - рассказала старший научный сотрудник. 


Текст: Ольга Першина
Фото: Baltphoto/ Павел Долганов

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети