А музы не молчат в Донбассе…
Известное выражение "Когда говорят пушки, музы молчат" опровергают в Донбассе. Несмотря на варварские обстрелы, угрозу нового наступления киевских карателей, бытовые трудности, писатели продолжают писать, поэты сочиняют стихи, выходят книги.
Доказательство этому – только что вышедший сборник "Время Донбасса", изданный Союзом писателей ЛНР и отпечатанный в Луганске. В книгу, которую привез в Петербург побывавший в Донбассе писатель Андрей Антонов, включены стихи и проза авторов Донецка и Луганска.
"В сборнике, – говорится в предисловии, – подводится художественный итог еще одного года свободной жизни Донбасса после судьбоносного выбора... Потому что литература – прежде всего сопереживание, способность взять на себя чужую боль и нести ее, как крестную ношу".
Стихи обжигают яростным протестом против развязанной Киевом братоубийственной войны, испепеляющей ненавистью к врагу, безжалостно убивающему женщин и детей, разрушающему мирные города и села. И в то же время они исполнены горячей любовью к родному краю, твердой верой в Победу. Об этом пишет Юрий Беридзе:
Когда осела пыль от взрыва,
над домом дым завис,
когтист…
Мужик спокойно,
без надрыва,
сказал, что он –
сепаратист…
Что он до смерти
неизбежной
отныне – ватник, колорад,
но он не примет
незалежность,
которую вещает "град",
в которой войско атакует
не вражий дот,
а дом в саду…
Не примет неньку
он такую –
ни подобру, ни по суду,
Не примет
ни за что на свете –
уж лучше сразу наповал…
Сказал мужик:
вот Бог свидетель,
и крест на этом целовал…
Герои бьются до конца
Поэт Сергей Жуков считает, что в огне сражений выплавляется боевая доблесть бойцов, сражающихся за правое дело:
Нет вечности у нас
в запасе.
Сразились запад и восток.
Все начинается
в Донбассе.
Там бьется истины исток.
Народу Донбасса не остается ничего другого, как взять в руки оружие и встать стеной на пути тех, кто хочет заставить его забыть родной язык и жить по чужим законам. Об этом – Вадим Гусев:
И встав спиной
к далеким вспышкам,
Приладив сбоку пулемет,
Стихи читал
седой мальчишка
О том, как в Киев
он войдет.
Об этом же пишет в своих стихах Александр Сигида:
Вывод подобен поземке
и вызывающе прост:
В нашем рабочем поселке
Каждая хата – блокпост.
О том, как вместе с ополченцами отражают натиск врага и женщины Донбасса пишет Елена Заславская:
Красный крест, белый
бинт, чистый спирт
В мясорубке
расчеловечивания
Будет щит тебе
Из моих молитв.
А Павел Крацов пишет об удалых казаках.
Нет! Они от наших взоров
Подлых глаз не спрячут.
И над ними скоро, скоро
Вороны заплачут.
"Ватники" – так назвала стихотворение Марина Кудимова. Она считает ватник надежной боевой одеждой, в которой русский солдат победил в страшной войне:
Ночь не треснула
перестрелкою
И с врагом не столкнула
в лоб.
Ватник держит осколки
мелкие,
А от крупных спасет
окоп.
Старуха из мрамора
Поразительный образ непобедимого Донбасса рисует Иван Донецкий. Его герой идет по разбитым улицам и видит старуху с костылем. "Не страшно здесь?" – спрашивает. "Я свое в шахте отбоялась. Они на кого напали? С кем воевать собрались? Видела я их в шахте. Сбежали все. В шахте пахать надо, а не химичить. А они норовили на чужом горбу в рай въехать. Они и воюют так, из‑за угла, да из кустов… Я б сама этим тварям бандеровским головы обушком проломила", – старуха бьет костылем по воздуху… Вы, – оглядываетесь, уходя, на неподвижную старуху, и вам кажется, что она высечена из черного мрамора. Она тверже антрацита, который долбила в молодости. Она будет сидеть, опираясь на свою палку, и ненавидеть тех, кто убил ее внука…" "Шахтерские поселки выплавили, закалили, создали донбасский характер, который дробит, как обушок уголь, колени, наивно пытающиеся его переломить", – заключает автор.