Ученые узнали, где на Земле зародилась первая жизнь

"Лука" – общий предок всех существующих организмов – жил в теплой, безкислородной воде, богатой минералами, по всей видимости - в гейзерах или вулканических озерах

Анализ древнейших генов в геномах всех живых существ показал, что так называемый "Лука" – общий предок всех существующих организмов – жил в теплой, безкислородной воде, богатой минералами, по всей видимости - в гейзерах или вулканических озерах, сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Microbiology.

Все больше эволюционистов-биологов приходит к идее, что жизнь могла зародиться не в океанах Земли, в в озерах и у жерл гейзеров и вулканов. На суше присутствовал ряд критически важных элементов, которых было очень мало в "супе" первичного океана.

Ученые считают, что главная проблема при воссоздании образа биологического Луки заключается в том, что микробы обмениваются генами не только "вертикально", передавая их своему потомству, но и "горизонтально", с другими видами и родами бактерий и архей.

Из-за этого самые распространенные гены нельзя использовать, как в случае с многоклеточными организмами, в качестве древнейших и общих черт организма. Они могли распространиться среди микробов относительно недавно при "горизонтальном" обмене ДНК и вымирании подвидов бактерий и архей, которые не приобрели этих генов.

Исследователи решили эту проблему очень просто, включив в анализ лишь те гены, которые распространялись лишь вертикальным образом. Всего они проанализировали более 5 миллионов генов и 286 тысяч семейств генов, из которых всего 355 семейств удовлетворяли всем критериям "вертикальности". Анализ помог ученым выделить черты, которыми обладал "Лука" и понять, где он мог обитать 3,3-3,5 миллиарда лет назад, когда на Земле зародилась жизнь.

Генетики отметили, что эти семейства генов были конкретным набором "инструкций по выживанию" в одной и той же среде и инструментом по добыче одного вида пищи. Так, "Лука" обитал в геотермальных источниках или вулканических озерах, лишенных кислорода, и получал энергию, извлекая ее из разницы в концентрации различных ионов, а питался водородом и углекислотой.