Яндекс.Метрика
  • Владимир Малышев, директор Дома писателя

Что означал поцелуй Родиона Раскольникова

В серии «Санкт-Петербург. Тайны. Мифы. Легенды», издаваемой по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со СМИ, выходит новое произведение Сергея Носова «Поцелуй Раскольникова».

В серии «Санкт-Петербург. Тайны. Мифы. Легенды», издаваемой по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со СМИ, выходит новое произведение Сергея Носова «Поцелуй Раскольникова».

Новая книга такого маститого автора – всегда событие. Особенно для петербуржцев, потому что излюбленная тема творчества Сергея Носова – это Петербург и его жители.

Башня мира

«Поцелуй Раскольникова» – все о том же: о Петербурге, его памятниках и их тайнах. При чем тут поцелуй и что именно герой романа Достоевского целовал, автор объясняет в самом начале.
Целовал Раскольников землю. И целовал неподалеку от того места, где его поселил Федор Михайлович, – на Сенной пл. «Решив покаяться, Родион Раскольников вышел на середину Сенной площади, встал на колени, поклонился и, не думая о последствиях, поцеловал землю», – пишет Носов.

Казалось бы, поцеловал – ну и что тут такого? Однако писатель увидел в этом некий мистический знак: «Последствия возымели быть через полтора века. На месте поцелуя Раскольникова к юбилею города стремительно вырастает стеклометаллический, весь изнутри светящийся штырь – «Башня мира». Слово «Мир» изображено на нем более чем на 40 языках…»
Но автор на этом не останавливается, а продолжает свое повествование-расследование.

Ритуальный жест Раскольникова означает просьбу о прощении у земли, против которой он согрешил, возвращение к людям, закон которых нарушил, примирение с миром.

Контракт с миром

То есть, согласно этому фантастическому проекту, к месту, где был Раскольников, со всех концов света должны съезжаться владыки мира для отправления ритуала под стать тому, на который решился Раскольников. Ведь его ритуальный жест тоже можно интерпретировать как своего рода «контракт с миром».

Вот какие необыкновенные, просто мистические последствия вызвал много лет спустя придуманный великим петербуржцем Федором Достоевским поступок его литературного героя.

Впрочем, странная башня в самом центре Сенной, которая, кстати, в советские времена называлась пл. Мира, была вскоре разобрана на части.

В чужом пальто

В новой книге Сергея Носова таких петербургских историй немало, и во многих появляется Федор Михайлович.

Вот он «мерным шагом идет вдоль Екатерининского канала – худой пешеход с изможденным лицом и убедительной бородой, по которой просвещенные европейцы совсем недавно распознавали в нем русского. Здесь, на канале («на канаве»), в чужом пальто, он совсем не приметен, разве что выделяется цепкостью взгляда человека, вернувшегося издалека и жаждущего впечатлений. Он идет по местам обитания своих будущих героев, образы которых сегодня стремительно овладевают им. Он весь в романе. Легкая эйфория, возбужденность, взволнованность – он всегда это предчувствовал: приближение эпилептического припадка. Ну‑с, господа, какова сила дерзости нашей фантазии?.. А вот: глазами встречаемся и – киваем друг другу, как давно примелькавшиеся прохожие. И не нам ли знать лучше, чем знает он сам, каким получится этот роман? Глядим ему в спину, удаляющемуся по Столярному переулку…»

Фактор успеха

Ну конечно, чтобы узнать, что произойдет c Достоевским дальше, нужно прочитать книгу Носова. Ведь у Достоевского в жизни были не только каторга, эпилептические припадки и вечные долги. У него был такой ошеломительный успех, какой мало кто имел.

«Никакой литературный дебют не обязан быть непременно успешным; здесь у кого как. Но вот: «Новый Гоголь явился!» – это ж воскликнул не кто‑нибудь, а Некрасов, сам познавший на опыте, как и тот же Гоголь когда‑то, что значит, сгорая от стыда, уничтожить своими руками тираж первой собственной книги. Феноменальному успеху «Бедных людей», дебютного романа еще совсем молодого Достоевского, даже в масштабах истории мировой литературы трудно найти аналог. Да как только вынес автор из комнаты, в которой жил, рукопись только что законченного романа, тут все сразу и началось: Григорович-сосед, первый слушатель «Бедных людей» в авторском исполнении, сам начинающий сочинитель, пролил слезы потрясения и восторга, а дальше уже понеслось по цепочке: Некрасов, Белинский… читающая Россия…

Да что там успех и признание коллег по ремеслу. Познал Федор Михайлович и настоящий триумф. «Пушкинская речь», прочитанная им на торжествах, посвященных юбилею поэта, произвела на публику эффект, сравнимый разве что с выступлением каких‑нибудь современных рок-звезд. Ладно бы ликование, крики, шум, выбегания на сцену из зала – двое грохнулись в обморок! Этих двух достойных интеллигентных людей имена сохранила история, но лишь потому (может быть, их и больше было, кто знает…), что упали в обморок от восторга, прослушав речь Достоевского!»

Да, он был пророком, но святым не был. Была пагубная страсть к рулетке.

«Тоже не совсем обычная для русской действительности, у нас ведь больше картами увлекались, – замечает Носов. – Но, по счастью, в России не было казино, отношения с рулеткой он мог выяснять лишь за границей. Почему человек столь азартный, по природе своей игрок, был равнодушен в отличие от многих своих современников (в том числе и писателей) к игре в карты? А кто его знает…»

Сергей Носов недавно получил сразу две престижные премии: «Нацбест» – за роман «Фигурные скобки» и Премию правительства СПб в области культуры и искусства в номинации «Литература» – за книгу «Тайная жизнь петербургских памятников». Его новая книга не только о Достоевском и мистическом городе. Есть в ней немало других персонажей и историй. Поэтому книгу, которая скоро выйдет из печати в серии произведений современных петербургских писателей «Тайны. Мифы. Легенды», стоит прочитать!

Закрыть