Яндекс.Метрика
  • Разумная недвижимость

Строить жилье: ответственно и с толком

В последнее время все чаще говорится о социальной ответственности бизнеса. На строительном рынке эта тема особенно актуальна.

Своим видением того, что такое социальная ответственность строительного бизнеса, как она должна работать и может ли приравниваться к меценатству, а также как и за счет чего бизнес, власть и социум должны выстраивать взаимодействие, поделились петербургские застройщики.

В последнее время все чаще говорится о социальной ответственности бизнеса. На строительном рынке эта тема особенно актуальна.

Несколько причин

Во-первых, наличие в составе жилого комплекса объектов социальной инфраструктуры давно стало одним из определяющих факторов при покупке жилья.

Независимо от того, насколько сложны экономические условия, приобретая квартиру, человек хочет получить не голые стены и пол, а комфортные условия проживания для себя и своей семьи.

Во-вторых, если мыслить более масштабно, от социальной ответственности компаний и личных качеств, философии жизни их руководителей нередко зависят развитие и экономика региона в целом.

Когда личная выгода и прибыль перестают быть единственно значимыми целями, появляются новые детские сады и школы, спортивные объекты и медицинские центры.

Однако говорить легко, а делать сложно, скажет любой застройщик. И будет прав.

Работа на практике

Создание социальной инфра­структуры – это не только очень затратный, но и сложнейший процесс. Это взаимодействие бизнеса, власти и общества, соблюдение взаимных интересов, достижение договоренностей и компромиссов – порой весьма непростых.

И все же большинство строительных компаний, основываясь на собственном опыте работы, пришли к пониманию того, что социальная ответственность застройщика – это совершенно необходимая составляющая его деятельности.

К чему бы ее ни приравнивали: к бизнес-стратегии, маркетинговому ходу или меценатству, – это то, без чего невозможно дальнейшее развитие и движение вперед. Причем не только отдельно взятой компании, но и всей строительной отрасли в целом.

Экспертные мнения

С учетом значимости данной темы и актуальности поднимаемых вопросов мы решили вынести ее на обсуждение петербургских застройщиков накануне их профессио­нального праздника – Дня строителя.

Своими мнениями делятся первые лица ведущих строительных компаний Северной столицы.

Максим Искрицкий, генеральный директор ООО "84 ВЫСОТA":

Если понимать социальную ответственность как антипод дикому капитализму, то социальная ответственность строительного бизнеса может и должна проявляться в заботе о населении страны.

Бизнес как работодатель и пользователь человеческих ресурсов должен соблюдать законодательство о труде. Бизнес как налогоплательщик обязан платить налоги, нести бремя строительства социальных объектов. Бизнес как оформитель окружающей среды способен формировать архитектурно привлекательный облик города и страны, оставляя будущим поколениям не "фавеллы Рио", а достойные проживания и созерцания жилые комплексы и общественно-деловые постройки.

Есть ли сейчас место и время для проявления социальной ответственности? Да, есть.

Николай Копытин, генеральный директор ГК Normann:

Социальная ответственность: от частного к общему. Что в Вашем понимании социальная ответственность строительного бизнеса и как она должна “работать”, влиять, сказываться на развитии региона?

Социальная ответственность для строительного бизнеса складывается из нескольких ключевых моментов. Все они важные. Первое, это, конечно, ответственность перед людьми, которые приобрели квартиры в наших домах. Здесь, мы, как застройщик берем на себя работу по улучшению жилищных условий тех, кто в этом заинтересован. Перед ними мы отвечаем за качество их будущего жилья, сроки строительства и за его доступность.

Вторым моментом я бы назвал ответственность перед сотрудниками компании. Здесь, конечно, важна своевременность выплаты заработной платы, социальная защищённость и ощущение стабильности.

Третьим пунктом в этом списке я бы назвал ответственность за различные инфраструктурные объекты, которые возводятся параллельно с домами.

Формально социальные объекты должны предоставлять власти. Вместе с тем, мы как компания, которая заботится о жильцах, не можем просто сдавать "голые" дома. Всегда в таких ситуациях мы ищем варианты решения по каждому дому, заботясь о будущем комфорте людей.

В итоге от каждого названого пункта будет зависеть как успешность самого жилого проекта, так и всего региона.

Влияние личности: когда все за одного. Зависит ли от философии руководителя путь развития компании и каким образом?

На мой взгляд, от личности руководителя, руководящего состава компании в целом, и от философии в строительном бизнесе зависит очень многое. Руководитель компании всегда ответственен за вектор развития, которое, безусловно, не является хаотичным процессом.

По моему мнению, миссия и ценности компании, которые заложены руководством, позволяют каждому сотруднику понять, для чего они ежедневно приходят на работу и выполняют свои обязанности. От всего этого зависит, в конечном счете, зависит общий успех.

Застройщик-власть-социум: методы взаимодействия. Как это происходит сейчас и можно ли добиться лучших результатов? За счет чего?

Конечно, отношения застройщиков, власти и социума очень сложная субстанция, которая от многого зависит. Сейчас всё общение идет очень директивно, начиная от защиты прав дольщиков, строительства социальной инфраструктуры, страхование ответственности строительных компаний.

Например, показательна ситуация со страховыми компаниями. Застройщиков обязали страховать риски. Без соответствующего действия невозможно закрыть сделку. В итоге получилось, что от неготовности страховых компаний должным образом работать со строительными компаниями начались различные проволочки, которые отразились на девелоперах.

Поэтому, на мой взгляд, здесь важно чтобы власть подходила к таким решениям максимально системно и взвешенно. Должен быть диалог, а не монолог.

Контроль на рынке строительства, безусловно, нужен, однако, как и у любой медали, здесь есть две стороны. Нельзя всё перекладывать только на бизнес.

Социальная ответственность = меценатство. Можно ли в современных условиях говорить о таком уравнении? Почему?

На мой взгляд, меценатство является одной из высших форм социальной ответственности, особенно в нынешних непростых экономических условиях.

Могу сказать, что выполнять взятые на себя обязательства по строительству детских садов, школ, других объектов является в какой-то степени социальной ответственностью, которая граничит с меценатством. При этом в нынешних условиях делать это становится всё сложнее, но без этого никак. По каждому своему проекту стараемся найти решение и максимальным образом обеспечить будущих жильцов всеми необходимыми объектами. Люди не должны быть оторванными от цивилизации в новых районах.

Беслан Берсиров, заместитель генерального директора ЗАО "Строительный трест":

Крупный бизнес обязан быть социально ориентированным. Это не мода и не рекламный ход – просто определенный этап зрелости любой компании. Наша компания уже так давно работает на строительном рынке Петербурга, что у нас есть не только понимание этого вопроса, но и потребность создавать по-настоящему комфортную среду проживания. Поэтому мы строим не просто жилые комплексы. Мы создаем всю необходимую инфраструктуру для комфортной жизни наших покупателей. Все первые этажи наших домов отданы под коммерческие помещения, где открываются объекты первой социальной необходимости: магазины, аптеки, отделения банков, химчистки, медцентры и т.д. В своих проектах мы строим детские сады и школы. Не забываем и про спортивное развитие. В этом году сдали в эксплуатацию уже четвертый физкультурно-оздоровительный комплекс.

Но и это не все. По мере своих сил мы принимаем участие в восстановлении значимых и знаковых для нашего города объектов. Мы оказываем поддержку Исаакиевскому Собору, Храму Спас на крови, Сампсониевскому собору, в частности мы участвовали в установке памятника Петру I у собора. Наша компания также оказывает благотворительную помощь Юсуповскому дворцу, являясь членом попечительского совета. Мы поддерживаем и ряд других памятников нашего любимого города.

Эдуард Тиктинский, президент Холдинга RBI (входят компании "Северный город" и RBI):

Как правило, заинтересованные группы общаются максимум в паре друг с другом, а трехстороннего диалога сейчас не происходит, хотя он наиболее эффективен. В нашей практике есть примеры созидательной деятельности на благо города, когда жители, власть и бизнес были одинаково вовлечены в процесс ради результата. Я говорю про общественное объединение "Воссоздание садов и скверов", где RBI является одним из учредителей. Все стороны объединили усилия и каждый внес вклад по своей компетенции/роду деятельности. Итог – десятки тысяч кв. м благоустроенных городских территорий как в спальных районах, так и местах, любимых петербуржцами и гостями города. На мой взгляд, такой трехсторонний диалог был бы уместен в вопросе исторического центра. Та же Барселона, на чей опыт мы часто ссылаемся, именно так и совершила прорыв, позволившей ей стать городом, о градостроительной истории которого говорят. В Петербурге живут небезразличные и активные люди, которые имеют свое мнение, а главное – готовы к действиям по его реализации. Да, кто-то может сказать, что центр – слишком большой и важный вопрос, и у нас нет опыта, но мы как строительная компания много работаем с таким социальным институтом, как жильцы домов. В рамках созданного нами "Сообщества жильцов" мы организуем возможности для проявления инициатив, для вовлечения, и люди с благодарностью и энтузиазмом откликаются на подобные инициативы.

Федор Туркин, ГК "РосСтройинвест", председатель совета директоров:

Одна из новых тенденций строительного рынка это то, что покупатель становится более требовательным. Жители новостроек все чаще воспринимают свои дома не просто как стены и крышу над головой, а как место для общения и развития. Кстати, возникла эта тенденция с подачи застройщиков, которые стали предусматривать в своих жилых комплексах места и возможности для отдыха, занятий спортом, саморазвития.

Строители Санкт-Петербурга чувствуют себя причастными к судьбе нашей страны, к ее развитию. Взрослые сегодня заняты зарабатыванием денег, дети предоставлены сами себе и пропадают в интернете, а настоящая жизнь тем временем проходит мимо. Потом оказывается, что подрастающее поколение неспособно решать элементарные задачи в семье, на работе. А ведь это будущее нашей страны.

Необходимо делиться с молодежью знаниями, возрождать в людях основополагающие качества культуры, такие как взаимопомощь, доброта, умение заботиться не только о себе, патриотизм. Как это сделать? Мы решили пойти своим путем: стали создавать в наших жилых комплексах бесплатные культурно-образовательные центры, которые предусматривают работу кружков, секций для детей и взрослых, проведение мероприятий и концертов для всех жителей дома. В первую очередь, мы уделили внимание детям и пенсионерам, так как именно эти люди больше всего нуждаются в заботе и поддержке.

Результаты оказались очень интересными: азарт, желание общаться и развиваться передалось от детей к родителям. И вот уже взрослые, которых бывает сложно заинтересовать чем-то нематериальным, начинают общаться друг с другом и главное, им это нравится! Их вдохновляет успех детей и уже они сами готовы делиться знаниями и дарить радость окружающим, помогать друг другу. Это говорит о том, что возрождается наш культурный код. Мы видим все эти изменения, рады им и обязательно будем продолжать работу по созданию новых культурно-образовательных центров во всех наших крупных жилых комплексах.

Дмитрий Карпушин, директор по продвижению компании "Ленстройтрест":

Социальная ответственность: от частного к общему. Что в Вашем понимании социальная ответственность строительного бизнеса и как она должна “работать”, влиять, сказываться на развитии региона?

На сегодняшний день главная социальная ответственность застройщика – научиться с прибылью строить не только квартиры, но и полноценную городскую инфраструктуру. "С прибылью" - потому что если прибыли не будет, никто ничего строить не станет. А городская инфраструктура складывается из двух компонентов: доступ к социальным сервисам (от медицины и образования до покупок и развлечений) и доступ к рабочим местам. Если за тем и другим жителям приходится подолгу ехать, это не городское жилье (даже если оно формально расположено в городе).

Вторая сфера, где реализуется социальная ответственность застройщика, – создание полноценной архитектуры. Речь не о дворцах с лепниной – даже бюджетное массовое жилье должно соблюдать базовые каноны архитектуры. Это и пропорции зданий, и их соразмерность человеку (а здание в 30 этажей не может считаться соразмерным человеку ни при каких условиях), и уютные дворы, и продуманные планировки самих квартир. Пока за архитектуру выдаются разноцветные фасады и скамеечки у газона, мы не можем считать, что застройщики делают свою работу профессионально.

Влияние личности: когда все за одного. Зависит ли от философии руководителя путь развития компании и каким образом?

Для начала – не каждому руководителю по силам иметь собственную философию. Кто-то строит города, а кто-то просто "косит лавэ". Если философия у руководителя действительно есть, она повлияет на все стороны жизни компании – так же, как прочие свойства руководителя.

Застройщик-власть-социум: методы взаимодействия. Как это происходит сейчас и можно ли добиться лучших результатов? За счет чего?

Современный российский покупатель жилья разбирается в квартирах хуже, чем, скажем, покупатель автомобилей – в автомобилях. Наши исследования подтверждают и без того известный застройщикам факт: при покупке жилья люди уверенно пользуются главным образом двумя параметрами – цена квадратного метра и удаленность от метро, а дальше начинают "плавать". Обращают внимание на второстепенные детали, упуская действительно важное, а то и просто не знают, что выбрать.

Агенты по недвижимости эту ситуацию всерьез не исправляют, предлагая то, что легче продать, и не пытаясь переубеждать клиента, даже если он в чем-то заблуждается. Застройщики, также не ощущая грамотного запроса потребителя, ведут себя похожим образом: строят "абы продать".

И застройщика, и агента можно понять, но ситуация ненормальная. Она выливается в строительство (и покупку) худшего жилья, чем мы могли бы иметь даже при снизившихся доходах покупателей, потому что не всегда дело в себестоимости квартиры. Скажем, удачная, проработанная планировка жилья в возведении не дороже, чем бестолковая и неудобная.

Однако заставить застройщиков строить лучше невозможно, как невозможно заставить агента спорить с клиентом. Единственный реалистичный путь изменения ситуации – просвещать массового потребителя. Долго, сложно? Но все остальное – утопия.

Социальная ответственность = меценатство. Можно ли в современных условиях говорить о таком уравнении? Почему?

Жилищное строительство – настолько "социально емкая" сфера, что если застройщик умеет строить хорошее жилье за доступные деньги, то можно считать, что свой долг перед обществом он выполнил, и ему совершенно необязательно финансировать детский хор или легкоатлетический забег.

Что сделано петербургскими девелоперами за последнее время для воплощения идеи социальной ответственности?

Отдельные примеры профессиональной работы есть во все времена, но прорывов строительная отрасль в целом в последнее время не совершала.

Николай Урусов, исполнительный директор строительной компании "Красная Стрела" (МЖК "Неоклассика"):

Строительство – одна из самых социально ответственных отраслей бизнеса. Любой проект, каждая новая стройка самым непосредственным образом сказываются на жизни горожан, особенно в зоне, примыкающей к "синему" забору. Именно поэтому застройщики так долго и тщательно продумывают каждый проект, прежде чем выходить на площадку. В случае проектов
комплексного освоения территория (КОТ) социальная ответственность бизнеса проявляется в своевременной сдаче социальных объектов и участков дорожной инфраструктуры. Без них жизнь в рамках КОТов некомфортна, теряются основные преимущества такого формата развития территории.

Проекты КОТ, по сути, должны являться маленьким городом в городе, обеспечивая своим жителям полный набор необходимых базовых услуг, таких так возможность отдать ребенка в детский сад рядом с домом, посетить врача в поликлинике, воспользоваться общественным транспортом. Наш объект – малоэтажный жилой комплекс "Неоклассика" – как раз возводится в
рамках проекта комплексного освоения территории "На Царскосельских холмах" в Пушкинском районе Петербурга. Его жители будут обеспечены всей необходимой инфраструктурой, как социальной, так и коммерческой. Именно в этом я вижу воплощение идеи социально ответственного бизнеса.

Роман Бойцов, коммерческий директор компании "Кивеннапа":

Да, об уравнении "социальная ответственность – меценатство" говорить можно, так как, безусловно, застройщик должен влиять на среду, прилегающую к застраиваемой территории. Это и увеличивает саму привлекательность проекта для покупателей, и улучшает имидж девелопера.

В первую очередь подобного рода меценатство делается с целью повышения комфортности уровня жизни жителей, проживающих в проекте застройщика. Например, компания "Кивеннапа" оказывала содействие при восстановлении церкви в Рощино и строительстве детского сада в пос. Первомайское, а также восстановила котельную, что улучшает социальную среду.

Кроме того, подобное локальное меценатство помогает укреплять связи с местной администрацией, что важно для застройщика, имеющего масштабные и долгосрочные проекты.
Также стоит отметить, что возможен вариант имиджевого меценатства, главной целью которого является повышение узнаваемости бренда и увеличение лояльности к компании.


Закрыть