Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

За парту… в три годика

Английский с 2 лет, чтение с 3 и вся таблица умножения в 4: мода на «раннее обучение» и сотни детских образовательных секций заставляют родителей в панике сажать малышей за парты. Когда же должно закончиться детство и начаться настоящая учеба?

Английский с 2 лет, чтение с 3 и вся таблица умножения в 4: мода на «раннее обучение» и сотни детских образовательных секций заставляют родителей в панике сажать малышей за парты. Когда же должно закончиться детство и начаться настоящая учеба?

На пике образовательной моды – занятия для малышей. Фирмы, занимающиеся предоставлением таких услуг, стращают мам: дескать, потом будет уже поздно. Действительно, такого «развитого» малыша не стыдно взять в гости: он и на пианино сыграет, и стишок расскажет, и в уме двузначные цифры сложит. Остальные мамочки будут умиляться и даже завидовать, но стоит ли ради этого ставить над чадом образовательный эксперимент?

Всему свое время

Логика «начать пораньше», чтобы ребенок к 6 годам обогнал всех конкурентов, а в 15 получал Нобелевскую премию, ошибочна, утверждают специалисты. Сегодня все больше нейрофизиологов, психологов и педиатров приходят к консенсусу – обучение чтению, письму, математике, иностранным языкам детей младшего и дошкольного возраста тешит самолюбие родителей, но не приносит хороших результатов в долгосрочной перспективе.

«Например, если требовать от трехлетки читать по слогам – а сейчас все больше родителей этим занимаются – он, безусловно, научится, – говорит детский психотерапевт Анна Сухобская, – но есть риск, что через острый кризис, ведь процессы мозга и восприятие еще не готовы к таким задачам, – выработается неэффективный механизм чтения, и переучить будет очень сложно».

По словам специалиста, все мозговые центры «созревают» только к определенному времени, изменяются и процессы создания нейронных цепей, которые отвечают за обработку информации.

«Звучит парадоксально, но раннее обучение может тормозить интеллектуальное развитие ребенка, – говорит Анна Сухобская, – энергию, которую сейчас он должен был бы направлять на двигательную активность, целостное восприятие мира, изучение его свойств, он направляет на, по сути, непонятные ему буквы и цифры».

Специалисты советуют различать раннее обучение и раннее развитие. В первом случае формируется конкретный навык – чтения, письма, во втором просто стимулируется познавательный интерес.

Вместо прикрепления к ребенку надсмотрщика в виде суровой бабушки, которая проверяет скорость чтения, лучше обустроить уютный уголок с красочными книжками и поощрять малыша рассказывать собственные истории. То же самое касается и других видов деятельности. Задача родителей – создавать условия для развития и выбора, а не принуждать.

Развиваемся в игре

Эксперты сделали подборку игр для детей 3–4 лет, которые косвенно помогут в пресловутой «подготовке к школе».

Игра «Стань героем» позволит пофантазировать. Предложите чаду изобразить главного героя любимой сказки, пусть подберет необходимый арсенал – и разыграйте сценку. Да, родителю при этом придется быть разбойником, роботом или даже конем – прекрасный способ снять напряжение после работы. По ходу игры не забывайте считать «кирпичи», из которых строите замок, и подписывать таблички с названиями героев.

Игра «Что исчезло» поможет развить внимание. Выложите перед ребенком любимые игрушки и любые подручные предметы. Когда малыш отвернется, уберите часть из них или переставьте – пусть попробует восстановить былую картину. И не забывайте поощрять его за любые успехи.

До 4 лет лучше всего заниматься с ребенком развитием мелкой моторики, его физических и музыкальных способностей, а также учить правильно общаться.

Закрыть