Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Актер и продюсер Александр Тютрюмов: играть милиционера – это судьба

На XXIV фестивале кино «Окно в Европу» в Выборге состоялась премьера фильма «Искушение», режиссером которого стал актер и продюсер Александр Тютрюмов, полюбившийся зрителям по роли подполковника милиции в сериале «Убойная сила». Он рассказал «ПД» о новой ленте, о том, каково актеру, сменившему амплуа, работать с коллегами и какие проблемы волнуют сегодня кинематографистов.

На XXIV фестивале кино «Окно в Европу» в Выборге состоялась премьера фильма «Искушение», режиссером которого стал актер и продюсер Александр Тютрюмов, полюбившийся зрителям по роли подполковника милиции в сериале «Убойная сила». Он рассказал «ПД» о новой ленте, о том, каково актеру, сменившему амплуа, работать с коллегами и какие проблемы волнуют сегодня кинематографистов.

"Петербургский дневник": Александр Аркадьевич, как появилась идея снять фильм?

Александр Тютрюмов: Когда я впервые прочитал пьесу, по которой впоследствии был снят фильм, она мне сразу понравилась. Единственная сложность состояла в том, что на нее не были выкуплены авторские права. А сделать это было достаточно сложно, потому что автор – известный эстонский артист, писатель и режиссер Яан Тятте живет на острове. Он работает смотрителем маяка и нечасто выезжает на материк. Однако в итоге нам с ним удалось связаться, мы подписали договор, и Эрнест Викторович Ясан (известный советский и российский режиссер и сценарист. – Ред.) начал работать над сценарием.

Понимая, что сделать игровой фильм в финансовом отношении будет сложно, мы приняли решение подать заявку в Министерство культуры РФ в номинацию «Дебют». И так встали звезды, что мы выиграли тендер и приступили к работе.

"Петербургский дневник": Большинство зрителей еще не видели картины. О чем она?

Александр Тютрюмов: Двое молодых людей волей случая попадают в домик архитектора, у которого в коробках хранится $3 млн. И он делает им предложение, которое сразу все переворачивает с ног на голову. Выясняется, что недавние влюбленные готовы ради купюр на все: предать друг друга, продать собственную душу. Это о природе человека, о его недостатках.

Мы старались немного увести сюжет от конкретных лиц. Не случайно у нас в фильме нет имен, нет названий городов. Мы хотели сделать картину как притчу и заставить не только наших героев, но и зрителей подумать и решить: а кто я такой внутри? Как бы я поступил на их месте? Это о внутренней ломке человека, о духовности, о твор­честве – одним словом, о том, что человеком движет.

"Петербургский дневник": В фильме заняты популярные актеры. Как вам уже в качестве режиссера работалось с ними?

Александр Тютрюмов: Актеров мы подбирали вместе с Эрнестом Викторовичем, было немало претендентов. Но, например, относительно Федора Добронравова (он исполнил роль скульптора. – Ред.) никаких сомнений не было, хотя мы как зрители и привыкли видеть его в несколько других ипостасях. Мы встретились с Федором Викторовичем, когда он приехал в Петербург на спектакль, поговорили. Он признался, что ему эта роль понравилась и нечто подобное он хотел сыграть уже давно. Как все профессионалы, он подошел к материалу очень ответственно. Именно Федор Добронравов вложил в своего героя ту идею, которой пронизан весь наш фильм.

Не было долгих раздумий и по поводу артиста БДТ Кирилла Жандарова. На роль девушки пробовались много актрис, но выбор пал на Равшану Куркову. Мы отлично понимали, что для молодежного зрителя (с учетом того, что какая‑то надежда на прокат, пусть даже неполный, у фильма есть) она будет самой подходящей кандидатурой. Ей тоже понравилась эта роль, и мы договорились. Разговор с Андреем Смоляковым состоялся в последний момент. Мы выслали ему сценарий, и он сказал «да».

Неоценимый вклад в картину внес Эрнест Викторович Ясан. Он выступил не только в качестве автора сценария. Например, те скульптуры, которые мы видим на экране, – это его работы.

"Петербургский дневник": А как вы, артист и продюсер, решили взяться за режиссуру?

Александр Тютрюмов: Мы долго думали, кого же взять режиссером. А потом я решил: а почему бы мне самому не снять этот фильм? Ведь столько картин я как продюсер уже сделал. К тому же Эрнест Викторович пообещал, что всегда будет рядом, за что я ему очень благодарен. Съемочный процесс занял 24 дня. Из них 3 – на натуре, остальные в павильонах. Снимал фильм замечательный оператор Валерий Мюльгаут, съемки проходили в Ленинградской области.

"Петербургский дневник": В «Искушении» вы снялись в эпизоде. А не было желания сыграть более значимую роль?

Александр Тютрюмов: Эрнест Викторович настаивал, чтобы ту роль, которую исполнил Андрей Смоляков, сыграл я. Но я критически подошел к себе, повлияла и продюсер – моя дочь Анна Тютрюмова. Она сказала, что лучше пусть снимется Смоляков. Я с ней согласился, и правильно сделал.

Вообще семья поддерживала меня во всем. Жене фильм очень понравился. Мы с ней уже 37 лет вместе, и она всегда помогает мне. А 11-летний внук Арсений (в нашей семье есть традиция всех детей называть на букву «А»), которого я специально взял на премьеру, сказал: «Прикольно! Мне было интересно».

Пока я не уверен, будет ли продолжен мой режиссерский опыт. Просто в жизни надо все попробовать, тем более что я продюсер и должен знать, как работается режиссеру с продюсерами, продюсеру с актерами.

"Петербургский дневник": Если с режиссерскими планами еще нет определенности, то с актерскими у вас наверняка все ясно?

Александр Тютрюмов: Да, планов много. И это хорошо, мне нравится работать. Вот сейчас на НТВ сняли новый фильм, на ТНТ показали сериал «Ольга». Снялся в голливудском фильме, осенью он должен выйти в прокат. Точное название пока неизвестно. Но знаю, что в этом фильме снимались многие звезды: Марк Дакаскос, Матиас Хьюз, Эрик Робертс, Александр Невский.

"Петербургский дневник": Наверное, играли плохого русского?

Александр Тютрюмов: Нет, опять играл милиционера, режиссеры же смотрят на предыдущие работы. Когда поступило предложение, я решил, что надо обязательно съездить, посмотреть, как там, на Западе, снимают кино. И как только я пришел на пробы, мне сказали: «Спасибо, больше ничего не надо».

Это был уже второй опыт съемок в зарубежных фильмах. Первый раз я снимался в индийской картине, которую, кстати, до сих пор не видел. Тоже был милиционером. Видимо, судьба. Но главное, считаю, что такой опыт интересен и полезен. Именно он позволил прийти мне к выводу, что у нас работа проходит содержательнее и напряженнее: скромный бюджет не дает времени расслабиться, все находятся в тонусе. А американцы могут себе позволить быть спокойнее, поснимать пару часов и перенести съемку на другой день.

"Петербургский дневник": Сегодня одна из главных проблем создателей российских фильмов – невозможность попасть в прокат.

Александр Тютрюмов: Да, а ведь когда‑то даже не обсуждалось, что фильм можно смотреть в кинотеатре! Кино сняли – и его показывали. Сегодня действительно очень сложно попасть в прокат. Я как продюсер отлично понимаю, что любая прокатная компания все равно ангажирована кем‑то с Запада и что с той стороны им предъявляют жесткие требования.

Однако считаю, что здесь надо все хорошенько продумывать, ведь мы должны вести патриотическую линию и в кино. Я тоже согласен, что американские фильмы надо показывать. Вот только, может быть, не в том объеме и не в той пропорции. И я очень жалею, что не существует такой правительственной программы, чтобы в каждом городе был хотя бы один государственный кинотеатр. И национальные фильмы, которые получают прокатное удостоверение, государство обязано было бы показать. Конечно, кино можно смотреть и в Интернете.

Но в кинотеатре это делать все же лучше. Когда я сам посмотрел свой фильм на большом экране, получил совсем другое впечатление. И очень жаль, что многие наши ленты не доходят до массового зрителя.

Конечно, хотелось бы, чтобы «Искушение» показали на большом экране и по телевидению. Но радует хотя бы тот факт, что картина прошла в конкурсную программу пяти кинофестивалей, в том числе на Московский кинофестиваль «Будем жить», на кинофестиваль «Балтийские дебюты» (Светлогорск) и на фестиваль в Армению. И, значит, эту ленту посмотрят хотя бы профессионалы.

Кроме того, студия, которой я руковожу, снимает документальные ленты социальной направленности. В первую очередь это фильмы из цикла «При жизни признанный талант». Это об актерах, которые в свое время были на пике славы, а сейчас о них начинают забывать. Сегодня сделано уже 13 таких картин. Последняя посвящена замечательному петербургскому актеру, народному артисту России Николаю Мартону.

В числе наших картин и документально-постановочный фильм «Василий Ерошенко. Дорога к солнцу», рассказывающий о невероятной судьбе слепого мальчика, ставшего известным музыкантом и писателем. Этот фильм собрал уже множество призов.

А буквально на днях стало известно, что Министерство культуры РФ поддержало и наш новый кинопроект – социальную драму «Ничей», повествующую о брошенных детях.

Александр Тютрюмов окончил индустриально-педагогический  техникум, затем учился во ВГИКе, получил высшее экономическое и политическое образование. Актерское мастерство постигал на съемочных площадках у таких режиссеров, как Сергей Снежкин, Александр Рогожкин, Дмитрий Месхиев, Иван Дыховичный, Дмитрий Сорокин. В первый раз снялся в 36 лет. Это случилось в 1994 г. Порекомендовали друзья, которые хорошо знали продюсера Александра Капицу. В «Улицах разбитых фонарей» он сыграл тогда адвоката. Главной ролью, принесшей ему огромную популярность и любовь зрителей, стала роль подполковника Егорова в сериале «Убойная сила». Всего в арсенале актера – около 50 картин.

Закрыть