Яндекс.Метрика

Как Сергей Прокудин-Горский сохранил Россию в цвете

На днях исполнилось 153 года со дня рождения Сергея Прокудина-Горского, автора первых в России цветных фото. В связи с этим на портале Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина в электронном виде представлена коллекция, посвященная творчес­кому наследию мастера. В нее вошли материалы о жизни известного фотографа, почтовые открытки, копии раритетных журналов.

На днях исполнилось 153 года со дня рождения Сергея Прокудина-Горского, автора первых в России цветных фото. В связи с этим на портале Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина в электронном виде представлена коллекция, посвященная творчес­кому наследию мастера. В нее вошли материалы о жизни известного фотографа, почтовые открытки, копии раритетных журналов.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в имении своих родителей во Владимирской области.

Основателем его рода считался татарский князь Мурза Муса, выехавший из Золотой Орды со своими сыновьями. На Руси он принял право­славие и получил имя Петр. Первые упоминания о нем встречаются еще в летописном описании Куликовской битвы.

Три года юный Сергей проучился в Александровском лицее, однако не закончил полного курса. Затем слушал лекции по естественному разделу на физико-математичес­ком факультете Санкт-Петербургского университета. По неизвестной причине оставил университет и стал слушателем Императорской военно-медицинской академии, которую также по какой-то причине не окончил.

Сергей Михайлович был очень одаренный и разносторонний человек – по некоторым сведениям, брал уроки живописи в Академии художеств и даже серьезно увлекался игрой на скрипке.

В мае 1890 г. он поступил на службу в Демидовский дом призрения трудящихся в качестве его действительного члена. Благодаря удачной женитьбе на Анне Александровне Лавровой, дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова, Прокудин-Горский смог обрести финансовую независимость. Он стал директором правления на предприятии своего тестя. Однако прославился совсем в другой области – как первый в России мастер цветной фотографии.

Из любителей в мастера

Есть сведения, пока еще не подтвержденные документально, что будущий пионер цветной фотографии был учеником самого Дмитрия Менделеева.

В 1897 г. Прокудин-Горский начал делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского русского технического общества (ИРТО). В 1898 г. он стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением "О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)". Уже в то время он был российским авторитетом в области фотографии, ему поручили организацию курсов практической фотографии при ИРТО.

В 1898 г. Прокудин-Горский опубликовал первые книги по техническим аспектам фотографии: "О печатании с негативов" и "О фотографировании ручными фотоаппаратами".

В 1900 г. Русское техничес­кое общество показало черно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной выставке в Париже.

Второго августа 1901 г. в Петербурге на Большой Подьяческой ул. открылась фотоцинкографическая и фототехническая мастерская Прокудина-Горского, где позднее начали работать лаборатория и редакция журнала "Фотограф-любитель", в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

Весь спектр

В 1902 г. Прокудин-Горский в течение 1,5 месяца обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге около Берлина. Вскоре он впервые объявил о создании цветных диапозитивов, а в 1905 г. запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

Точная дата, когда Прокудин-Горский начал делать цветные съемки в России, до сих пор не установлена.

Вероятнее всего, первая серия цветных снимков была сделана в поездке по кня­жеству Финляндскому в сентябре-октябре 1903 г. В 1905 г. Прокудин-Горский совершил первую большую фото­поездку по России, итогом которой стали около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль "За лучшую работу" в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.

В 1906 г. "Петербургская газета" сообщила, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать "моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено".

Судьбоносная встреча

В мае 1908 г. Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков, в том числе несколько цветных фотографических портретов – единственных в мире – Льва Толстого.

Кроме того, известны два сделанных Прокудиным-Горским фотопортрета Федора Шаляпина в сценических костюмах.

По некоторым сведениям, он фотографировал в цвете также членов царской семьи, но эти фотоснимки обнаружить пока не удалось. Возможно, они безвозвратно утрачены.

В мае 1908 г. произошло событие, которое и позволило Прокудину-Горскому создать свою знаменитую коллекцию. В Академии художеств проходила выставка достижений русских фотографов, в том числе показ на экране его цветных проекций.

После этого мастеру предложили продемонстрировать свои работы Николаю II, который также увлекался фотографией. Этот визит в Царское Село подробно описан в документальной ленте "Цвет времени", представленной на портале Президентской библиотеки.

"Во время перерыва, когда был подан чай с прохладительными напитками, – вспоминал сам Прокудин-Горский, – государь отделился от группы придворных и, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я имею в виду делать дальше с этой замечательной работой. Я изложил ему свои взгляды на различные применения, которые моя работа могла бы иметь, и прибавил: "Вашему величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины".

Николаю эта идея фотографа понравилась.

Летопись империи

По высочайшему повелению мастеру был предоставлен специальный вагон-лаборатория, чтобы он мог запечатлеть "в натуральных красках" все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего было запланировано за 10 лет сделать 10 тыс. снимков.

Для работы на водных путях ему выделили небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой – моторную лодку. Для съемок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль "Форд".

Совместно с Сергеем Максимовичем Прокудин-Горский работал над технологией цветного кино. По собственному методу он произвел экспериментальную съемку в Туркестане в 1911 г.

Для развития цветного кинематографа и цветной печати при его участии в 1914 г. было учреждено акционерное общество "Биохром", которому передали имущест­венные права на коллекцию Прокудина-Горского. Накануне Первой мировой войны Прокудин-Горский продолжал исследования и добился новых успехов. Он запатентовал в Германии, Англии, Франции и Италии способ изготовления дешевых цветных пленочных диапозитивов для кинематографии. В 1922 г. получил английский патент на зеркально-призменную оптическую систему для цветоделения при одновременной фотосъемке.

В начале войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, а потом занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, а также обучал аэрофотосъемке экипажи самолетов.

Революция и эмиграция

После революции 1917 г. Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учрежден декретом уже после отъезда Прокудина-Горского за границу.

Его последняя коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 г. в Зимнем дворце.

Переехав в 1922 г. в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. Но, чтобы как-то прокормиться в чужой стране, эмигранту со своими сыновьями приходилось заниматься обычным фоторемеслом.

Он собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний, но этот проект ему осущест­вить не удалось.

Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже, спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск союзниками.

Закрыть