Ученые открыли ген "шестого чувства"

Ученые намерены выяснить, какую роль в организме человека играет ген PIEZO2, и насколько значимо влияние тех или иных его "обычных" вариаций на неуклюжесть здоровых людей.

Изучив крайне редкую генетическую мутацию, ученые смогли лучше понять природу проприоцепции - ощущения, которые люди обычно называют «шестым чувством». Проприоцепция - это способность человека ощущать положение частей собственного тела в пространстве. Опубликованное в журнале The New England Journal of Medicine исследование поможет причины, по которым одни люди являются более неуклюжими, чем другие.

Ученые из Национальных институтов здравоохранения в США, обнаружили у 9-летней девочки и 19-летней девушки, страдающих неизвестной на тот момент болезнью, схожие симптомы. Обе они страдали от сильных проблем с координацией движений: их колени, фаланги пальцев и локти часто находились в неестественном положении, им было тяжело ходить и зачастую они не ощущали прикосновения посторонних предметов к своей коже или ощущали его "неправильно" - мягкую траву они могли принять за шипы. У обеих также был сколиоз.

В ходе исследования, специалисты выяснили, что больные страдают от мутации в гене  PIEZO2, который ранее удалось связать с осязанием и координацией. В первую очередь ученых поразила не редкость болезни, а то, что в ранее проводившихся экспериментах мыши просто не могли выжить без этого гена. Считалось, что человек тоже не мог бы родиться со столь серьезной мутацией.

Из-за этой мутации девушки оказались лишены проприоцепции - мышечного чувства. Пострадало и их осязание, при том что температурная чувствительность или чувствительность к боли остались без изменений. По всей видимости, с мутацией PIEZO2 связано развитие скелета девушек - неспособность удерживать тело в правильном положении привела к искривлению позвоночника.