Яндекс.Метрика
  • Алена Журавлева

Дорогой телеком: платить нельзя отказаться

Сотовая связь, доступ в Интернет и телевидение – три телеком-сервиса, за которые горожане готовы платить независимо от ситуации в экономике, но надеются и на них сэкономить.

Сотовая связь, доступ в Интернет и телевидение – три телеком-сервиса, за которые горожане готовы платить независимо от ситуации в экономике, но надеются и на них сэкономить.

Россияне оказались одними из самых телеком-зависимых людей: по данным GfK, о потребности всегда быть на связи заявили 56% опрошенных россиян в рамках исследования, проведенного в 22-x странах в начале этого года. Такой же высокий показатель зафиксирован только в Китае. Большинство жителей Германии, Швеции, Нидерландов и Канады заявило, что для них быть на связи не важно. Понятно, почему отказываться от сотовой связи и ШПД россияне не намерены.

Услуги ТВ стоят особняком – они не являются обязательными, к тому же Интернет может компенсировать отсутствие телевизора. Хотя статистика показывает, что необязательность ТВ иллюзорна. По данным ФОМ на начало лета, число тех, кто смотрит телевизор каждый день, составляет 61%. Еще 11% смотрят ТВ 3–5 раз в неделю. Так что говорить об отсутствии популярности у ТВ пока не приходится. 

К тому же телеком-сервисы сейчас обходятся не так и дорого. По данным аналитиков, в месяц за связь абоненты платят лишь немногим больше, чем за чашку кофе в кафе. Так, чуть больше чем за 200 рублей в месяц петербуржцы могут получить тариф с безлимитными вызовами внутри Сети на всей территории РФ, пакетом минут, SMS и интернет-трафика.

Примерно так же обстоят дела и в сегменте платного ТВ. По данным J’son & Partners Consulting и Digital TV Research, затраты на платное телевидение в России составляют лишь 0,2% от дохода средней российской семьи. И по этому параметру Россия также соответствует Китаю, а заодно и Индии.

Для сравнения: в Великобритании за платное ТВ приходится выкладывать порядка 1,5% дохода семьи, в США – 2,5%, а в Бразилии – 3,7%. К примеру, в Петербурге подключение пакета из 120 ТВ-каналов обойдется примерно в 300 с небольшим рублей в месяц, причем, если подключать его с доступом в Интернет или телефонией, он обойдется дешевле. Так что россиянам жаловаться на дороговизну телеком-услуг не стоит – возможно, именно невысокими ценами обусловлено нежелание отказываться от них. Но это не значит, что при случае абоненты не попробуют снизить затраты. Поэтому операторы регулярно модернизируют тарифы и предлагают акции.

Операторы не заинтересованы в тотальном снижении цен: речь не идет о предоставлении тех же сервисов за меньшие деньги – чаще операторы предлагают больший набор услуг, каждая из которых по факту окажется дешевле, а в сумме абонент заплатит, возможно, даже больше.

В сотовых тарифах увеличиваются пакеты интернет-трафика и минут, добавляются безлимитные внутрисетевые вызовы или доступ к социальным сетям. А фиксированные операторы увеличивают скорость ШПД или количество ТВ-каналов в пакетах.

Вадим Меркулов, директор по развитию бизнеса на массовом рынке Северо-Западного филиала компании "МегаФон":

Фото: компания "МегаФон"

"Мы создаем тарифы для абонентов с разным уровнем дохода и разными потребностями в общении"

-Ощущается ли сегодня желание абонентов сэкономить?

Согласно исследованиям, россияне действительно экономят на многих статьях расходов – от путешествий за границу до походов в ресторан. Но на мобильной связи и интернете экономят, по данным Ipsos Comcon, меньше трети жителей России: мобильный телефон стал предметом первой необходимости, да и цены на услуги мобильной связи в последние годы, по большому счету, снижались. Появились пакетные тарифы, возможность безлимитно общаться внутри сети по всей стране. Многие абоненты понимают, что сумма в несколько сотен рублей в месяц за целый комплекс услуг более чем оправданна.

- Как оператор отвечает на изменяющиеся потребности абонентов?  

Мы создаем тарифы для абонентов с разным уровнем дохода и разными потребностями в общении. Среди пакетных тарифов линейки "МегаФон – Всё включено" можно, не переплачивая, выбрать тот объем услуг, который действительно нужен абоненту. Кроме того, с сентября мы запустили новую акцию: наши абоненты, у которых также подключен Интернет от Дом.ru, могут сэкономить до 20% от стоимости услуг – то есть до 6 000 рублей в год – на услугах мобильной связи и на фиксированном Интернете. В акции могут поучаствовать все абоненты – как действующие, так и новые. То, что новое предложение будет пользоваться популярностью у абонентов, сомнений не вызывает, ведь оно уже показало свою эффективность в Сибири, где мы запустили акцию раньше, чем в других регионах. У "МегаФона" по всей стране 76 миллионов абонентов, а Дом.ru занимает второе место по числу интернет-пользователей и клиентов кабельного ТВ, и наша совместная акция продлится минимум до конца 2018 года.

- Изменилась ли в последнее время ценовая политика Вашей компании? Можно ли говорить о росте цен на некоторые сервисы или наоборот - о снижении их стоимости?

Мы постоянно работаем над созданием наиболее выгодных условий для абонентов, запускаем новые продукты, проводим акции. Недавно мы первыми в мире объединили банковский счет с мобильным и предложили абонентам банковскую карту "МегаФон". Ее можно получить в наших салонах связи и оплачивать покупки, как любой другой пластиковой картой, в том числе и в интернете. Но у нее есть особые преимущества. Например, чтобы деньги оказались на карте "МегаФон", достаточно пополнить баланс мобильного телефона через привычные терминалы в салонах связи. Деньги без комиссии сразу оказываются на счете. Это удобно особенно в таких ситуациях, когда вы за границей или вам должны перевести деньги из другого российского города. В рамках этого проекта мы создали сайт bank.megafon.ru и бесплатное мобильное приложение "МегаФон-Банк", которое работает на устройствах с ОС Android, iOS, Windows Phone. Через приложение можно отслеживать все совершенные операции, делать переводы на другие счета, оплачивать товары и услуги. Плюс мы начисляем 8% годовых на остаток по счету и возвращаем до 10% от стоимости покупок. Все подробности есть на нашем сайте www.megafon.ru

- Чего абонентам ждать от цен на услуги телеком-операторов в ближайшем будущем? Будут ли цены расти или снижаться? Отразится ли на ценовой политике, к примеру, пакет Яровой или какие-либо другие факторы.

"МегаФон" постоянно ищет новые способы сделать связь еще более доступной, это касается как расширения и улучшения покрытия сети, так и ценовой политики. Относительно пакета поправок Яровой могу сказать, что его реализация в том виде, который есть на сегодняшний день, потребует ощутимых затрат со стороны операторов, и это не может не отразиться на абонентах. Так как закон о хранении данных вступает в силу 1 июля 2018 года, мы надеемся, что оставшееся время будет использовано для конструктивного диалога между представителями отрасли и законодателями и за два года в закон будут внесены изменения.

Светлана Шамзон, заместитель директора макрорегионального филиала "Северо-Запад" ПАО "Ростелеком":

Фото: компания "Ростелеком"

Абоненты хотят экономить, но выбирают не самый дешевый тариф и ценят качество и стабильность услуги, а также высокий уровень сервиса.

Сегодня мы видим более внимательное отношение абонентов к тому, за что и сколько они платят. Безусловно, у абонентов есть желание сэкономить, но только без потери качества услуг и сервиса. Поэтому наиболее востребованы тарифы с лучшим соотношением цены и качества. Клиенты выбирают не самый дешевый тариф и высоко ценят качество и стабильность услуги, а также уровень сервиса.

В последнее время мы видим, что рынок устал от акционных тарифов: абоненты хотят стабильности с первого дня пользования услугой и поэтому предпочитают тарифы без промоперио­да с понятными платежами.

Профиль клиента действительно изменился, но не столько в связи с экономической ситуацией, сколько в силу того, что основная часть трудоспособного населения уже выросла на услугах Интернета. Решения о покупке телеком-услуг сегодня принимаются уже на основании знаний и опыта их использования. Сейчас наиболее востребован именно сервис – фиксированная ежемесячная плата и всегда работающие услуги. Абонент не должен даже задумываться, кто их обеспечивает. Поэтому "Ростелеком" активно работает над тем, чтобы оказывать именно такие услуги.

Кроме того, "Ростелеком" является единственным оператором на рынке, который предоставляет своим клиентам услуги в беспроцентный кредит – абонент сначала пользуется, и только потом платит за услуги. Как национальная компания мы прежде всего гарантируем клиентам стабильность во всем – в ценовой политике, в качестве.

Период ценовых войн позади, цены на услуги уже стабилизировались. Если какие-то факторы будут влиять на рынок, то это отразится на политике всего рынка, а не только на одном операторе.

"Ростелеком" ориентируется на предоставление пакета услуг, включающих телефонию, Интернет и телевидение, чтобы наши услуги были доступными максимальному числу абонентов.

Причем домашний телефон по-прежнему является востребованной услугой. По нему можно позвонить и убедиться, что ребенок дома, банки при решении о выдаче кредита учитывают наличие стационарного телефона, в Петербурге принято иметь семейный номер, который знают родственники и друзья. И в Европе эта тенденция сохраняется, особенно в больших городах – их жители пользуются домашним телефоном как более удобным и выгодным средством связи.

Закрыть