Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Участник съемок "К-19: Оставляющая вдов" Сергей Апрелев: фильм получился явно не голливудским

В Петербурге живет участник съемок знаменитого голливудского блокбастера "К-19: Оставляющая вдов", посвященного ядерной аварии на советской подлодке. Он приоткрыл завесу таинственности вокруг американской "фабрики грез" и рассказал, почему, несмотря на все старания режиссера показать "злых русских", в американском прокате фильм провалился, зато полюбился в России.

В Петербурге живет участник съемок знаменитого голливудского блокбастера "К-19: Оставляющая вдов", посвященного ядерной аварии на советской подлодке. Он приоткрыл завесу таинственности вокруг американской "фабрики грез" и рассказал, почему, несмотря на все старания режиссера показать "злых русских", в американском прокате фильм провалился, зато полюбился в России.

"Петербургский дневник": Расскажите, как вы оказались на голливудской фабрике грез?

Сергей Апрелев: Со съемочной группой я познакомился в 2000 г. на одной из встреч американцев с ветеранами К-19. Режиссер фильма Кэтрин Бигелоу и ведущие актеры Харрисон Форд, Лиам Нисон проявляли немалый интерес к истории ядерной аварии на советской подлодке, вживались в образ.

Фото: Кадр из фильма 

Спустя некоторое время мне предложили должность консультанта. Ветераны К-19 убедили меня, что лучше уж поеду я со своим английским, чем кто-то из них будет общаться через переводчика, который может стать ненужным фильтром на пути к истине. Тогда я даже не предполагал, сколько сил придется приложить, чтобы сохранить хоть частичку правды.

"Петербургский дневник":Зачем американцам снимать фильм про героизм советских подводников?

Сергей Апрелев: Прежде всего речь шла о коммерческой выгоде. Ребята хотели сыграть на волне всеобщего интереса к русским подводникам после печально известной гибели подводного крейсера "Курск".

Более того, в процессе съемок выяснилось – отказываться от стандартного американского клише "плохой злой русский" никто не собирался. Американский зритель крайне консервативен, он привык есть одну и ту же пищу, и его это вполне устраивает.

"Кэп, мы же не делаем документальный фильм, расчет на тупого подросткового зрителя, который приносит нам 80% прибыли", – не раз пытались мне втолковать руководители съемок.

Прочитав первый раз сценарий, я был просто ошеломлен и подавлен. По моему настоянию сценарий переписывался 13 раз. Крайне важно, что удалось добиться изменения реальных имен и фамилий экипажа К-19 на вымышленные.

Кэтрин Бигелоу была просто одержима идеей показать некомпетентность и простоватость наших подводников.

Первое серьезное столк­новение на съемочной площадке произошло, когда передо мной поставили задачу подготовить личный состав ракетного отсека к учениям по борьбе за живучесть. Чуть более чем за час удалось достичь неплохой слаженности действий. Когда режиссеру показали результат тренировок, она пришла в ужас: "Мне нужен хаос и неорганизованность. Я хочу показать, что никто ничего не умеет".

"Петербургский дневник": Какие фрагменты фильма получились наиболее нелепыми?

Сергей Апрелев: Таких моментов наберется достаточно. К примеру, фееричное всплытие подлодки, которая лихо вскрывает ледяную корку собственной рубкой. Мало того что подлодка относительно хрупкое сооружение, так у К-19 в рубке располагались три баллистические ракеты с ядерными боеголовками. В подобной ситуации их бы смело вместе с рубкой. Надо отдать должное, получилось эффектно, учитывая, что на создание этой сцены в павильонах Голливуда были потрачены сотни тысяч долларов.

Фото: Кадр из фильма 

Отдельного внимания заслуживает образ кока Андрюши в роли придурковатого диссидента, мечтающего при первом удобном случае сбежать в Америку. В сценарии был эпизод, когда после всплытия моряки замечают на горизонте американский эсминец. Смекнув, что до счастья рукой подать, Андрюша бросается в ледяные воды Гренландского моря с истошным криком: "Жвачка, Мэрилин Монро, бейсбол", – рассчитывая вскорости попасть в теплые руки американских моряков.

В один прекрасный день замечаю нашего кока, страдальчески прижимающего к груди подраненную чайку. Оказалось, продюсеров посетила очередная гениальная идея. Чтобы подчеркнуть гуманизм образа, Андрюше предписано спасти и приручить птицу, поранившую крыло во время стремительного всплытия К-19. Все бы ничего, но пришлось долго объяснять, что чайка относится к тем птицам, которых приручить невозможно. Тогда мастера американского кино решили заменить чайку на сокола, который должен был летать по отсекам, а потом эффектно издохнуть от радиации…

А насколько нелепо выглядит эпизод, где корабельный врач устраивает истерику, что в аптечке пусто, а как действовать при ядерной аварии, никто не знает, ведь этому не учили.

По ходу действия многие подводники получили ожоги и критичные дозы облучения. Чтобы продемонстрировать всю тяжесть положения, раны актеров врач обильно смазывал "специальными медикаментами". На вопрос – что за этим стоит? – я предложил линимент синтомицина, вместо которого рекомендовал похожий по консистенции майонез, которого было вдоволь в местной столовой. К слову, в Голливуде неплохо кормят, за время съемок из 200 человек массовки многие успели так поправиться, что костюмерам дважды пришлось перешивать форму. После первых опытов окунания в приправу для хот-дога актеры начали роптать. В итоге на $50 тыс. были закуплены нежнейшие французские крема.

Фото: Кадр из фильма 

"Петербургский дневник": Настоящая К-19 не участвовала в съемках, что за лодку мы увидели в фильме?

Сергей Апрелев: За $4,5 млн в канадском городе Калгари (за 4 тыс.км от места съемок) был построен точный макет К-19 из фанеры, который использовался для съемок в павильоне. Для морских съемок использовали выкупленную в свое время американцами дизельную ракетную подлодку К-77.

Чтобы сделать ее похожей на К-19, американские инженеры приложили немало стараний. К корме был приварен кусок корпуса длиной 27м с характерным для силуэта К-19 гребнем. Установили рубку из фибергласа, в которой по проекту располагались баллистические ракеты.

"Петербургский дневник": Несмотря на огрехи, допущенные в фильме, как актеры справились с ролью советских подводников?

Сергей Апрелев: Хочу отметить, что актеры были подобраны на удивление хорошо. Лица, типажи, в некоторых я фактически узнавал своих флотских друзей юности.

Самые теплые слова я адресовал бы Лиаму Нисону. Мало того что он очень внимательно относился к моим наставлениям, Лиам действительно старался вжиться в образ своего героя и сделать все максимально реалистично. Возможно, потому его персонаж получился наиболее цельным, настоящим.

Харрисон Форд тоже неплох, но уж больно привык сокрушать агентов Москвы, как он делал это в фильме "Самолет президента".

Кроме того, впоследствии он стал продюсером фильма, да и вообще мог позволить себе изменять сюжетную линию по своему усмотрению. Именно по его настоянию в фильме появился совершенно абсурдный эпизод, когда экипаж разбирает одну из торпед, чтобы использовать ее детали в ремонте реактора. Очередной каприз мировой звезды обошелся бюджету фильма в лишние десятки тысяч долларов.

Должен сказать, что я возглавляю полтора десятка лет международный кинофестиваль "Море зовет", и мне есть с чем сравнивать этот фильм.

Хотя из общего числа моих рекомендаций было принято не более 15%, "К-19" все-таки получился явно не голливудским. Впрочем, несмотря на все огрехи, фильм показал советского человека вполне нормальным, способным на подвиги, которые раньше были прерогативой исключительно американцев. Вероятно, по этой причине фильм провалился в западном прокате, зато его достаточно часто показывают на нашем телевидении.

Закрыть