Яндекс.Метрика
  • Олеся Гончарова

Исторический Петербург: прогулка в стиле барокко

Пышность, пластичность, масштаб и множество деталей – отличительные черты архитектуры барокко. Этот стиль в Петербурге представляют около 100 зданий-памятников.

Пышность, пластичность, масштаб и множество деталей – отличительные черты архитектуры барокко. Этот стиль в Петербурге представляют около 100 зданий-памятников.

«ПД» попросил выбрать наиболее яркие из них и рассказать про особенности петербургского барокко Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

Зачем построили Смольный собор?

Барокко можно назвать одним из основных архитектурных стилей Северной столицы. Именно в этом стиле выполнены многие узнаваемые здания – туристические бренды Петербурга.
Среди них Зимний дворец, Петропавловский собор, собор Воскресения Словущего (или Смольный собор), Кунсткамера, Екатерининский дворец и павильон Грот в Царском Селе, Большой Петергофский дворец и дворец Монплезир в Нижнем парке Петергофа и многие другие здания-памятники.

Стоит отметить, что достоин внимания не только их архитектурный облик – интересна сама история их создания, жизнь, которая протекала за их стенами.

Взять,к примеру, Смольный собор. При Петре I существовал Смольный двор – казенное хозяйственное заведение, где смолили различные предметы для флота (упразднен в 1733 г.). Рядом с этим двором в 1714–1715 гг. был построен загородный дом Петра I с садом. В 1720 г. здесь же возник загородный дворец Екатерины I, перешедший по наследству Елизавете.

По утверждению многих исторических источников, императрица Елизавета вынашивала замысел передать бразды правления Петру Федоровичу и удалиться в монастырь. Результатом и стал высочайше одобренный проект Растрелли.

Из-за Семилетней войны были сложности с финансированием строительства. Вскоре после того, как была завершена отделка, монастырь упразднили, и собор остался неосвященным. К 1820‑м гг. он стал разрушаться, в стенах появились трещины.

Указом Николая I от 1828 г. храм был достроен и освящен как собор всех учебных заведений. Восстановление храма велось по проекту и под руководством архитектора В. Стасова.
В 1923 г. Смольный собор постигла участь большинства церквей того периода – он был закрыт и здесь разместили склад. В 1969 г. его передали Музею истории Ленинграда. В 2015–2016 гг. собор был передан Санкт-Петербургской епархии.

В смешении

Как отмечают в КГИОП, архитектуру XVIII в. обычно определяют терминами петровское, или раннее петербургское, барокко. В действительности это был стиль собирательный, отразивший влияние разных европейских школ – как барочных, так и классических. Однако, как отмечает в своей работе «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга» историк архитектуры Борис Кириков, несмотря на преобладание барочных тенденций, раннюю петербургскую архитектуру отличали от европейского барокко простота объемных композиций, плоскостная трактовка фасадов, четкость членений и скромность внешней отделки.

Стиль барокко характеризуется большой пышностью и богатством форм. Типичными для него чертами являются игра света и тени, изогнутость линий, динамичность, наличие множества декоративных деталей.

Помимо архитектуры стиль барокко охватил и другие виды искусства – например, живопись и театр. С итальянского слово barocco переводится как «причудливый», «странный», «склонный к излишествам».

Отличительные черты барокко

Стиль барокко подразумевает множество деталей, их повторение. К декоративным элементам, например, можно отнести волюты (архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток), картуши (мотив в виде полуразвернутого рулона бумаги, свитка), маскароны (вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас). Также здания в стиле барокко украшают ленты, изогнутые стебли растений, драконы, вазы, трельяжи и многие другие детали и узоры.

Петропавловский собор

территория Петропавловской крепости

Фото: Baltphoto / Е. Яковлева

Памятник культурного наследия федерального значения. Относится к раннему барокко.

Петропавловская крепость основана 16 (27) мая 1703 г. на Заячьем острове. Общий замысел крепости принадлежал Петру I, первоначальными работами руководил архитектор Д. Трезини. Он же стал автором собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, воздвигнутого в 1712–1733 гг. и ставшего символом Петровской эпохи. Высота собора – 122,5 м, до 2012 г. это было самое высокое здание в Петербурге.

Палаты А.В. Кикина

Ставропольская ул., 9; Шпалерная ул., между домами 62 и 64

Фото: Яндекс. Панорамы

Каменные палаты дворянина А. В. Кикина – одна из самых ранних построек на Шпалерной ул. С момента возведения в 1714 г. палаты не раз перестраивались и меняли свой облик.

Современный вид здание обрело после реставрации в 1952–1957 гг. по проекту архитектора И. Бенуа. В 1718 г., после казни уличенного в казнокрадстве Кикина, в дом переводится собрание петровских раритетов. Здесь открылся первый в России общедоступный музей, или Кунсткамера (в переводе с нем. «кабинет редкостей»).

Дворец Строгановых

Невский пр., 17; наб. реки Мойки, 46

Фото: wikipedia.org

Возведен в 1753–1754 гг. по проекту Б. Растрелли для барона С. Г. Строганова. Стиль – высокое барокко.

В отличие от распространенных в тот период строительства Петербурга дворцов усадебного типа дом Строгановых стал новым образцом городского дворца, построенного на проспекте столицы среди других зданий. В этом пышном и парадном доме Растрелли уделил большое внимание архитектурно-декоративной обработке фасадов. Каждый из фасадов оформлен по‑разному, с акцентированием центральной части.

Дворец Шереметевых

наб. реки Фонтанки, 34

Фото: Д. Фуфаев

Дворец Шереметевых (Фонтанный дом) принадлежит к числу старейших частновладельческих домов. Памятник федерального значения. Стиль – высокое барокко. На месте деревянного дома в 1730‑х гг. был возведен одноэтажный каменный дворец, перестроенный в 1750‑е гг. по проекту архитекторов С. Чевакинского и Ф. Аргунова. В 1752 г. в одном из своих распоряжений Петр Борисович Шереметев упоминает о «вновь отстроенных хоромах». Однако отделка и внутренние перестройки продолжались более 10 лет.

Зимний дворец

Дворцовая пл., 2

Фото: Baltphoto / П. Долганов

Этот грандиозный дворец – апофеоз русского пышного барокко. С 1760‑х гг. он служил главной резиденцией российских императоров. По замыслу архитектора, здание должно было доминировать в центре города, символизируя величие Российской империи. При сооружении дворца Б. Растрелли учитывал его главенствующее положение и роль в центре Петербурга. Каждый из четырех фасадов зодчий рассматривал как законченную самостоятельную композицию, в то же время вместе они должны были составить единое целое.

Смольный собор

пл. Растрелли, 3/1

Фото: Baltphoto / А. Пронин

Входит в состав объекта культурного наследия «Смольный монастырь». Автор – Б. Растрелли. Монастырские корпуса в форме латинского креста, образующие замкнутый двор, окружают почти 100‑метровой высоты пятиглавый собор. В вогнутых углах каре – еще четыре самостоятельные церкви. Снаружи – высокая глухая ограда с башенками на углах. В 1756 г. финансирование строительства начало резко сокращаться в связи с начавшейся Семилетней войной. Отделочные работы были завершены в 1768 г.

Закрыть