Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Как художник и астроном спустились в подземку

Ежедневно спускаясь в метро, мы видим только вестибюли, эскалаторы, платформы и поезда. Но у петербургской подземки есть свой большой секрет, благодаря которому она живет и процветает. Это люди, настоящие профессионалы, чей труд незаметен взгляду обычного пассажира, но так важен для работы самого популярного городского транспорта.

Ежедневно спускаясь в метро, мы видим только вестибюли, эскалаторы, платформы и поезда. Но у петербургской подземки есть свой большой секрет, благодаря которому она живет и процветает. Это люди, настоящие профессионалы, чей труд незаметен взгляду обычного пассажира, но так важен для работы самого популярного городского транспорта.

В последнее воскресенье октября сотрудники метро отметят свой профессиональный праздник – День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Сегодня "ПД" расскажет две истории о людях, чей труд скрыт от посторонних глаз. Когда‑то они спустились под землю, потом решили там остаться и с тех пор ни разу об этом не пожалели.

Тоннельный живописец

Сотрудник Службы тоннельных сооружений Иван Васильев по профессии – маляр, а по призванию – художник. К 60‑летию петербургского метро, которое отметили в прошлом году, он создал цикл картин с видами наземных вестибюлей станций первого пуска.

Фото: Петербургский метрополитен

Но вернемся в юность нашего героя. Иван Васильев занимался живописью с детства, окончил художественную школу и даже в армии нашел применение своему таланту, делая стенгазеты.
"Можно сказать, что рисование у меня в крови. Мой отец был известным художником-оформителем. В нашей квартире бывали светила мировой культуры – академик Дмитрий Лихачев, композиторы Василий Соловьев-Седой и Андрей Петров. Я сначала тоже пошел по его стопам", – рассказал Иван Васильев.

В 1986 г. он, работая в Красносельском районном оформительском центре, создал серию антивоенных плакатов, которые потом еще долго украшали центральные улицы района. Здесь же познакомился с работой маляра: ему приходилось закрашивать большие полотна для того, чтобы потом нанести на них рисунок.

Но главным в этот период жизни Иван Васильев считает встречу и знакомство со знаменитым ленинградским художником Игорем Майоровым. Похвала известного мастера позволила молодому человеку поверить в свой талант и писать картины на заказ.

Не переставая рисовать, Иван Васильев искал работу по душе: трудился на заводе, в кузнечном цеху и даже на время решил отказаться от благ цивилизации, став фермером. А в метро попал случайно, несколько лет назад увидев объявление о приеме на работу.

"Может показаться, что профессия маляра довольно примитивна, но это не так. Плюс у меня всегда остается маневр для творчества, сейчас получаю заочно высшее образование в Государственном университете культуры и искусств", – рассказал Иван Васильев.

Кстати, цикл из 12 картин с видами станций метро обязан своим появлением начальнику Службы тоннельных сооружений Дмитрию Бурину. Именно он вовремя заметил талант Ивана Васильева и предложил ему написать полотна к юбилею метро.

Редкое хобби

Кабина электропоезда очень похожа на рабочее место пилота, уверен машинист Эдуард Крочак. С юных лет он мечтал быть пилотом, но небесные просторы его так и не дождались. В 1990 г. он спустился под землю и сейчас очень рад этому.

Фото: Петербургский метрополитен

Впрочем, сначала мужчина работал слесарем, но при первой же возможности получил профессию машиниста.

"К моменту обучения я уже довольно много знал об этой работе. Если честно, в юности мечтал об авиации, собирал модели самолетов, читал авиационные журналы. Но получилось так, что уже четверть века вожу поезда в подземке и ничуть об этом не жалею!" – рассказал машинист.

Со временем у него появились свои "профессиональные" привычки. Например, машинистам часто приходится очень рано вставать, чтобы успеть вывести состав на линию к открытию станций метро.

Так вот, больше 15 лет Эдуард Крочак просыпается ровно за одну минуту до звонка будильника, на какое бы время он ни был установлен, и не только в рабочие дни.

Пунктуальность – одно из главных его жизненных правил. За время работы в метро он опоздал на смену всего один раз, да и то не по своей вине. Машинист застрял в лифте. Мобильных телефонов тогда не было, но он сумел договориться с диспетчером, чтобы тот позвонил в метрополитен и сообщил о ЧП.

"Сейчас желающих работать машинистом много, но по здоровью далеко не все проходят. Может быть, причина в том, что современная молодежь меньше двигается? Интерес к различным гаджетам заменяет живое общение, и это немного расстраивает", – поделился Эдуард Крочак.

Кстати, у него редкое хобби. Работая в подземке, он сохранил верность небу. Машинист метро не просто увлекается астрономией и разбирается в особенностях небесных светил. С детства мастерил телескопы из линз родительских очков, кусков обоев и картона. Сейчас у него полтора десятка устройств различной мощности, сделанных своими руками. С помощью своей аппаратуры в безоблачные дни он наблюдает за звездами и фотографирует планеты. В прошлом году в его кадр попало солнечное затмение. Всего же в коллекции Эдуарда Романовича больше сотни уникальных снимков, часть из которых вскоре можно будет увидеть на его персональной выставке в Интер­активном центре истории метрополитена.

Закрыть