Яндекс.Метрика
  • Владимир Малышев

Под знаком Шостаковича: как жил простой и великий композитор

2016 г. во всем мире проходит под знаком Дмитрия Шостаковича. Многие значительные моменты творчества этого величайшего композитора ХХ в. были связаны с жизнью Санкт-Петербурга, где он родился, учился и создал свои самые лучшие произведения.

2016 г. во всем мире проходит под знаком Дмитрия Шостаковича. Многие значительные моменты творчества этого величайшего композитора ХХ в. были связаны с жизнью Санкт-Петербурга, где он родился, учился и создал свои самые лучшие произведения.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в Санкт-Петербурге в 1906 г. в доме 2 по Подольской улице в семье инженера, сотрудника самого великого Менделеева. Поступил в Коммерческую гимназию, но после посещения оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая произвела на него огромное впечатление, решил серьезно заняться музыкой.

Однако в семье не было уверенности, что юноша станет музыкантом, его готовили в инженеры, а отец надеялся, что сын станет ученым.

Первые уроки игры на фортепиано будущему композитору дала его мать, и он смог начать обучение в частной музыкальной школе.

Вскоре юного музыканта услышал знаменитый Александр Глазунов, директор Петроградской консерватории, который с восторгом назвал его «новым Моцартом».

Годы учебы

В результате Дмитрий Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку, параллельно также занимаясь дирижированием.

Учился он усердно, хотя наступили тяжелые для России времена: Первая мировая война, а затем и революция. В то время в Консерватории не было отопления, студенты голодали, и многие бросали учебу. Но Шостакович занятия не пропускал.

В 1922 г. умер его отец, и семья осталась без средств к существованию. Чтобы прокормиться, пришлось устроиться тапером в кинотеатр. Большую помощь и поддержку в эти годы ему оказал все тот же Александр Глазунов, который сумел выхлопотать талантливому студенту дополнительный паек и персональную стипендию.

В 1923 г. Дмитрий Шостакович с блеском окончил Консерваторию. Его дипломной работой стала Первая симфония, а в 1927 г. на I Международном конкурсе пианистов имени Фредерика Шопена в Варшаве он получил почетный диплом.

Начало славы

Вскоре его ждала удача. Знаменитый немецкий дирижер Бруно Вальтер, услышав Первую симфонию Шостаковича, пришел в восторг. Вслед за Бруно Вальтером в Германии в США симфонию исполнили знаменитые Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини. Юный русский композитор сразу стал знаменитым.

В СССР композитор работал в самых неожиданных жанрах. Он писал музыку для песен рабочих окраин, которые ввел в кинофильм «Человек с ружьем» («Тучи над городом встали») и в кинотрилогию о Максиме («Крутится, вертится шар голубой»).

Он первым из советских композиторов ввел в кинофильм песню как музыкальное воплощение определенной мысли, как лейтмотив всей картины (сегодня это называют саундтреком).
Так, например, лейт­мотивом кинофильма «Встречный» является знаменитая «Утренняя песня» (или «Песня о встречном»), рисующая коллективный образ молодых рабочих. Вскоре она зазвучала во всех странах Европы, где ее быстро «присвоили», забыв об авторе. В Швейцарии она стала свадебной песней, а иногда ее даже называют гимном Организации Объединенных Наций.

«Сумбур вместо музыки»

В СССР громкая известность Дмитрия Шостаковича началась в 1934 г. с оперы «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Николая Лескова. Сначала ее приняли с восторгом. Музыковеды дружно отмечали новаторскую музыку молодого композитора.

Однако через полгода опера вдруг подверглась сокрушительному разгрому. В газете «Правда» появилась статья «Сумбур вместо музыки», что обернулось опалой композитора. Кто ее написал, так и осталось неизвестным, однако слово «сумбур» приписывали самому Иосифу Виссарионовичу Сталину. И появилась эта статья после его посещения оперы. Говорят, что в те времена композитор ежедневно ожидал ареста: у дверей всегда стоял наготове чемоданчик с бельем.

Последнее время принято изображать из Сталина «гонителя Шостаковича», «душителя великого таланта». Однако в действительности все было сложнее. При Сталине Шостакович ежегодно получал ордена, в том числе три ордена Ленина, орден Октябрьской революции, орден Трудового Красного Знамени, многие другие награды, а также пять Сталинских премий. Был депутатом Верховного Совета СССР и РСФСР и т. д. и т. п.

«Ленинградская» симфония

Когда началась Великая Отечественная война, Дмитрий Дмитриевич подал заявление в Народное ополчение. Он работал на строительстве оборонительных рубежей, в консерваторской команде по тушению пожаров от зажигательных бомб. Он категорически отказывался уезжать из Ленинграда, но Военный совет фронта отдал распоряжение о немедленной эвакуации гениального композитора.

Шостакович с семьей был отправлен в Куйбышев. Там в конце декабря 1941 г. он завершил знаменитую Седьмую симфонию, названную «Ленинградской».

Девятого августа 1942 г. произошло невероятное – симфония прозвучала в умирающем и замерзающем Ленинграде, где ее исполнили еле живые от голода музыканты. Несмотря на бомбы, в Ленинградской филармонии зажгли все люстры. Зал был полон, люди плакали и аплодировали стоя.

Симфонию передавали также по радио и уличным громкоговорителям, что было слышно и противнику. И есть воспоминания воевавших под Ленинградом немцев, признававшихся, что в тот день они почувствовали, что войну неизбежно проиграют.

Новые обвинения

В 1943 г. композитор переехал в Москву, но вскоре тучи над ним неожиданно снова сгустились. Вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» Вано Мурадели», посвященное «антинародному формалистическому направлению» в советской музыке. Постановление обвиняло в формализме не только Шостаковича, но и Прокофьева, Хачатуряна и Мясковского. Травлю композиторов организовали в масштабе всей страны. Великий новатор музыки был обвинен в «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом», в «профнепригодности», лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий.

В 1949 г. Дмитрий Шостакович написал кантату «Песнь о лесах» на стихи Евгения Долматовского, в которой повествовалось о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза.

Премьера кантаты принесла Шостаковичу очередную Сталинскую премию. Тут же на него посыпались и другие почести: в 1957 г. он становится секретарем Союза композиторов СССР, в 1960-м – СК РСФСР. А вскоре ему присвоили высшее в те времена отличие – звание «Герой Социалистического Труда».

Воспоминания сына

Работая в Греции журналистом, автор этих строк познакомился с дирижером Максимом Шостаковичем, сыном композитора. Он приехал в Элладу вместе с реставратором Саввой Ямщиковым и писателем Валентином Распутиным, чтобы посетить русский православный монастырь на святой горе Афон. Там и удалось взять у него интервью о его великом отце.

«Отец, – рассказал Максим Дмитриевич, – был очень прост в общении. Он вовсе не был «композитором не от мира сего», чопорным и замкнутым профессором, каким, наверное, его многие себе представляют, а всегда был в самой гуще человеческой жизни. Он потому, наверное, и писал замечательную музыку, что хорошо знал жизнь изнутри – со всеми ее трагедиями, радостями, горестями.

Он, например, был ярым футбольным болельщиком – регулярно ходил на все матчи «Зенита» и тщательно вел учет забитых голов в специальном журнале, получил судейский разряд и мог судить любительские матчи. Даже написал балет «Золотой век» на футбольную тему, а однажды пригласил к себе на торжественный обед футболистов и играл им свою музыку.

А по поводу его походов на стадион сочиняли анекдоты. Например, будто бы однажды после матча к Шостаковичу подошли два не очень трезвых болельщика, предложили быть третьим и спросили: «Ты кто по профессии?» Шостакович, разумеется, ответил: «Композитор». Мужики обиделись: «Ладно, не хочешь – не говори».

Моя мама ходила к заутрене на Пасху, и Рождество дома мы всегда отмечали. А отец на Пасху обязательно обзванивал своих верующих друзей и знакомых и говорил им: «Христос Воскресе!» Хотя он был публичный человек, орденоносец, депутат Верховного Совета…

Отец, конечно же, прекрасно знал о том, что происходит в стране. Он потерял немало друзей и близких, которые сгинули в ГУЛАГе. Однако несправедливые обвинения потрясли его, он сильно переживал. Ведь даже некоторые хорошие знакомые, завидев его, стали переходить на другую сторону улицы.

Помню, в то время (а я был тогда мальчишкой) забирался с рогаткой на дерево напротив нашей дачи, готовясь защитить отца, если кто‑то вздумает его обидеть».

Умер великий русский композитор в Москве 9 августа 1975 г. и был похоронен на Новодевичьем кладбище, хотя хотел, чтобы его похоронили в Ленинграде. Но власти решили иначе.
На его надгробии изображена нотная монограмма: Ре-Ми (бемоль) – До-Си (D-eS-C-H в записи латинскими буквами) второй октавы. Так были зашифрованы фамилия и имя композитора в виде нот.

Дмитрий Шостакович является одним из крупнейших композиторов XX в., автором 15 симфоний, шести концертов, трех опер, трех балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок. Сегодня имя Дмитрия Шостаковича увековечено во многих городах России. В Северной столице, с которой связана практически вся жизнь величайшего композитора, его именем названа улица на севере города, на ней же в 2009 г. был установлен памятник нашему соотечественнику. Имя Д. Д. Шостаковича носит Санкт-Петербургская государственная филармония.

Закрыть